НЕТ ПРОБЛЕМЫ – НЕТ КОНТОРЫ
Как известно, жгучий общественный интерес бывает вызван неблагополучием в той или иной сфере жизни. Если же процесс нормализуется, интерес утрачивается. Так случилось и в России с движением «зеленых» в начале девяностых годов. Возникло оно на волне гласности и демократизации общества, недовольства ведомственным диктатом над природой, апогеем которого стал известный проект поворота северных рек. В спокойное русло процесс вошел, когда из-за спада в экономике резко сократились атмосферные выбросы и стоки с промышленных предприятий, свернулось строительство, а у бывших колхозов и совхозов не стало денег на ядохимикаты. И эта успокоенность, как свидетельст-вуют факты, стала роковой.
В последние пять лет на смену спаду пришел хотя и медленный, но все же непрерывный рост промышленности. А что же происходит с природой и с организациями, которые обязаны ее охранять? Эта тема стала главной на конференции.
Авторы основного пленарного доклада председатель Верхневолжского отделения и академик РЭА Владимир Лукьяненко, начальник управления Роспотребнадзора по Ярославской области Сергей Мелюк проанализировали динамику загрязнения окружающей среды и связанной с ней заболеваемости населения в России и Ярославской области за последнее десятилетие.
КАК ДУРЯТ И ТРАВЯТ НАШЕГО БРАТА
Этот анализ выявил вопиющие противоречия в главном официальном документе – ежегодном государственном докладе Минприроды РФ «О состоянии и охране окружающей среды».
В докладе все хорошо. В Ярославской области с 1991 по 1995 год валовой выброс вредных веществ в атмосферу снизился с 718,8 до 338,3 тысячи тонн, то есть более чем в два раза, во второй половине девяностых годов стал меньше еще на 5,4 процента. В последующие годы наметилась тенденция увеличения выбросов, и то в основном от автотранспорта, за пять лет на 5,5 процента – производство и перевозки возросли.
Но наши скрупулезные экологи-аналитики дерзнули сверить данные государственного доклада о выбросах с данными (в нем же) по такому важнейшему критерию, как комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА), определяемому по количеству загрязняющих веществ в разы большему, чем это предусматривает госстатистика, и потому более объективному. В частности, ИЗА в Ярославле возрос только с 2000 по 2003 год в 3,3 раза.
«Объяснить эти изменения исходя из официальных данных по уровню выбросов вредных веществ в атмосферу, – комментируют В. Лукьяненко и С. Мелюк, – не представляется возможным, в связи с чем информация по объемам выбросов (в государственном докладе – прим. ред.) вызывает определенные сомнения».
То же – и в целом по России. Количество городов с очень высоким загрязнением атмосферы (ИЗА более 14, в Ярославле сейчас 7) осталось с 1991 года практически без изменений: было 40, стало 45. А общее количество их, где превышены предельно допустимые концентрации загрязнителей, даже заметно увеличилось. Десятки миллионов людей подвергаются усиленному воздействию высокотоксичных веществ. Только в городах, где концентрация вредных веществ превышала 10 ПДК, проживают 40 млн. человек.
«Население Ярославской области сократилось с начала века по 2005 год на 117400 человек. Иными словами, темпы сокращения численности населения в области в 2,5 раза выше, чем в целом по стране. Основная причина – естественная убыль населения на территории всех муниципальных образований области».
(Из доклада на конференции).
Еще большие сомнения в ходе анализа государственных докладов вызвали данные по загрязнению водоемов. Например, там написано на странице 25, что в 1994 году масса загрязнителей, сброшенных во все водоемы РФ, составила 1 млн. 131 тыс. тонн, а в водоемы Волжского бассейна (стр. 27) почти вдвое больше – 1 млн. 913 тысяч тонн. И это не опечатка. Такие же расхождения в данных по России и по регионам, по Волжскому бассейну в частности, в докладах за 1995 – 1997 годы. Кроме того, если верить официальным данным, представленным в «Государст-венных докладах...», с 1996 по 2000 год масса сброшенных вместе со сточными водами загрязняющих веществ сократилась в три раза. Тем не менее принципиального изменения качества воды в водоемах, используемых для питьевого водоснабжения, не произошло. И объяснить этот феномен можно только неадекватной информацией, подаваемой природопользователями в контролирующие органы как по объему сброшенных сточных вод, так и по массе содержащихся в них загрязняющих веществ.
УПРАВЛЯЕТ ТОТ, КТО ВЛАДЕЕТ ИНФОРМАЦИЕЙ
Вывод Владимира Лукьяненко и Сергея Мелюка из этой абсурдной статистики однозначен: в государстве разрушена система сбора и доведения до населения, как это положено в соответствии с Конституцией РФ, достоверной экологической информации. Не владеет ей, очевидно, и правительство. А стало это итогом многоэтапного, почти непрерывного в течение последних 10 лет, реформирования экологических служб. Последнее детище – Ростехнадзор.
Проверять данные о выбросах от природопользователей на местах стало некому.
В кулуарах конференции об утрате достоверного информационного обеспечения я беседовал с одним из докладчиков – председателем комитета природопользования департамента АПК администрации области Сергеем Лихобабиным.
– Ситуация с информацией сложная, – подтвердил он. – Сейчас на муниципальном уровне нет структуры, которая бы занималась учетом загрязнений. Мы получаем только те цифры, которые дают предприятия в статистические органы. Хотя система Ростехнадзора и выдает разрешения на допустимые размеры выбросов и стоков, но это же учет только нормативных выбросов. А сверхнормативные неизвестны никому. Когда существовала Госкомэкология и взимала плату за негативное воздействие на среду, она систематически проверяла расчеты предприятий, за сверхнормативные выбросы взимала повышенные иногда в разы платежи, экономически стимулировала предприятия к снижению выбросов. Потом платежи за природопользование приравняли к налогам и поручили собирать налоговикам. А какая у нас налоговая дисциплина, общеизвест-но. Мы в области заключили соглашение с налоговыми органами, снова наладили учет, отладили систему. С этого года администратором платежей назначен Ростехнадзор. Мы и учет потеряли, и ту часть денег, которую предприятия перечисляли на экологические нужды в область и муниципальные округа.
БОЛЕЕМ, ВЫМИРАЕМ
Катастрофический результат административной чехарды в управлении природными ресурсами подтверждается резким снижением капиталовложений в природоохранные мероприятия. «Если в 1990 году, – сообщил в своем докладе кандидат экономических наук Владимир Тамаров, – в фактически действовавших ценах в охрану природы Ярославской области было вложено более 16 миллионов рублей капиталовложений, то в 2004 году менее двух миллиардов современных рублей». 16 миллионов 1990 года – это сегодня примерно 16 миллиардов. То есть капиталовложения в охрану среды области сократились в 8 раз. Послед-ствия катастрофические. Вот данные, приведенные участниками экологического форума. Население Ярославской области сократилось с начала века по 2005 год на 117 с половиной тысяч человек. Иными словами, темпы сокращения численности населения в области в 2,5 раза выше, чем в целом по стране. Основная причина – естественная убыль населения на территории всех муниципальных образований области, в том числе и по причинам роста экологозависимых заболеваний. Анализ первичной заболеваемости населения региона в 1995 – 2002 годах показывает, что доминируют болезни органов дыхания, зависимость которых от степени загрязнения воздуха городов общеизвестна. Средний уровень этих заболеваний – 390 случаев на 1000 населения, что почти на четверть превышает общероссийский показатель. С того же 1995 по 2004 год онкологические заболевания также резко возросли с 7,23 случаев на 1000 населения до 11,26 на тысячу.
Ситуация в природоохранной деятельности в России беспокоит, по-видимому, не только ученых-экологов. В Госдуму РФ внесен законопроект, на который возлагаются большие надежды. Он предусматривает вернуть на уровень субъектов Федерации вопросы экологического контроля за всеми хозяйствующими субъектами (кроме федеральных) и, соответственно, экономические рычаги воздействия на нарушителей природоохранного законодательства и экологических норм. Рассмотрение законопроекта в парламенте начнется в ближайшие дни.