Ярославцы хорошо знали телефоны комитета, не зарастала и народная тропа к небольшому особнячку в комплексе зданий Вознесенских казарм на площади Труда. В шумных перебранках покупателей с продавцами волшебные слова «Будем разбираться в комитете по защите прав потребителей!» часто лишали торговцев воли к сопротивлению. А уж если потребитель приходил за помощью к своим защитникам и те соглашались с его доводами, то всего один компетентный звонок из комитета нередко разрешал острейший конфликт. А если не разрешал, то специалисты комитета помогали составить исковое заявление в суд, бесплатно представляли интересы истца в судебном заседании.
Комитет по защите прав потребителей был, без преувеличения, самой известной среди горожан, самой уважаемой чиновной структурой. Рядовые налогоплательщики видели очевидную пользу от того, что собираемые с них налоги тратятся на зарплату полутора десяткам сотрудников комитета. И вот такой поворот! Подписано постановление мэра о его ликвидации. Почему? Кому-то приглянулись удобные помещения в деловом центре города? Или столоначальникам в основном здании мэрии стало обидно за то, что многие сотни их подчиненных массам неизвестны и неинтересны, а вся сила и полнота власти заключена, по мнению народа, в небольшом структурном подразделении? Или никто больше не нарушает права потребителей, нужда в защите их отпала, комитет сделал свое дело и может уйти?
Председатель ликвидируемого органа Валентина Небренчина посоветовала задать наши вопросы ее непосредственному руководителю, заместителю мэра по вопросам сферы обслуживания Людмиле Сопотовой.
– Вы, журналисты, всегда найдете, к чему придраться, – начала Людмила Ивановна. – Увеличивает мэр количество чиновников – вы возмущаетесь. Сокращает – опять недовольны...
Инициатива данной структурно-кадровой реорганизации, по словам заместителя мэра, исходила именно от нее. Власти Ярославля создали этот комитет одними из первых в стране, вскоре после принятия на федеральном уровне закона «О защите прав потребителей», когда еще только начали формироваться на всех уровнях органы управления новой, постсоветской России.
– А сейчас, когда все уже устоялось, сотрудники комитета по защите прав потребителей часто просто дублировали деятельность профильных, отраслевых структурных подразделений мэрии. Более того, не являясь специалистами, например, в жилищно-коммунальном хозяйстве, его сотрудники, получив соответствующую жалобу, либо переадресовывали ее в ДГХ, либо консультировались с его работниками. А ведь департамент городского хозяйства и сам решал такие же проблемы. Аналогичная картина имела место и по торговле, и по общепиту. Соответствующие отделы давно существуют в мэрии. И они с готовностью разберут любую жалобу, если горожане напрямую обратятся к ним...
Убежденность Людмилы Ивановны легко оспорить. Многие ли смогут пройти в основное здание мэрии, где имеется милицейский пост? Как четко объяснить бдительному постовому, куда ты собрался? Вахтер же в казармах в проблемы проходящих мимо не вникает. А если бы и вник, ответ простой: в комитет!.. Кроме того, известны случаи, когда потребители жилищно-коммунальных услуг шли в комитет по их защите с жалобами как раз на департамент городского хозяйства.
Впрочем, закон «О защите прав потребителей» не обязывает муниципальные власти создавать комитеты по защите прав потребителей. Статья 44-я закона гласит, что органы местного самоуправления лишь ВПРАВЕ помогать потребителям защищать их права. И если власти этим правом пользуются, то «самостоятельно формируют соответствующие структуры». Хотят, стало быть, формируют, а хотят – и не формируют...
Обязанности по защите прав потребителей закон возлагает на «федеральный антимонопольный орган» и еще ряд федеральных органов исполнительной власти, список которых в менявшихся редакциях закона то увеличивался, то сокращался. Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Ярослав-ской области Наталия Сибрикова подтвердила:
– Действительно, мы строили и строим свою работу не только по разработанным или спущенным сверху планам, но и всегда реагируем на жалобы как юридических, так и физических лиц. Рядовые потребители нередко обращались к нам со своими проблемами, мы проводили проверки и принимали необходимые меры. Так же будем работать и впредь.
Но несмотря на это намерение собеседницы, главным государственным защитником прав потребителей теперь становится Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), созданная в ходе проводимой в стране административной реформы. Появилась она совсем недавно в результате реорганизации Госсанэпиднадзора. Поэтому, наверное, в положении о функциональных обязанностях нового органа говорится о санитарно-эпидемиологическом и карантинном надзоре, о госрегистрации продукции, представляющей потенциальную опасность для человека, о выявлении и устранении вредных факторов среды обитания – все тех же, бесспорно нужных, но очевидно околомедицинских функциях. Да и подчиненность новой службы не изменилась – находится она в структуре Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Лишь полфразы в документе задает интересующее нас направление: «...а также надзор на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей». Для работы на потребительском рынке Роспотребнадзору приданы «штыки» из ликвидированной в ходе той же реформы Госторгинспекции, существовавшей прежде в структуре Минэкономразвития.
По словам первого заместителя начальника территориального управления Роспотребнадзора по Ярославской области Сергея Муравьева, после реорганизации из прежних полутора тысяч работников в управлении осталось всего 180 человек. При этом добавились полторы ставки, переданные из антимонопольной службы.
– Это ведомство, насколько я понимаю, больше не будет заниматься потребительским рынком. Однако ни одного реального человека от них к нам не перешло. Хорошо хоть все десять человек из ярославской госторгинспекции – теперь наши сотрудники.
Все собеседники, представляющие вновь созданную структуру, с сомнением воспринимают новацию. Не уверены, что реформа пойдет на пользу делу. В нашем случае – делу защиты прав потребителей. Хотя бы потому, что у Роспотребнадзора в районах области всего по одному-два сотрудника, с которых никто не снял основных, санитарно-надзорных функций ведомства. Дойдут ли у них руки до потребителей?
...Уже сейчас очевидно, что изменения, происшедшие на всех уровнях в механизме защиты прав потребителей, вызывают немало вопросов. Ответы, как показывает опыт всех реформ последних лет, чаще всего оказываются неутешительными. Хотелось бы, конечно, ошибиться в мрачных прогнозах. Но не зря, наверное, еще в начале 2005 года федеральное руководство вновь созданного Роспотребнадзора обратилось к главам органов местного самоуправления с письмом, в котором предлагало взаимодей-ствовать в деле защиты прав потребителей. В том письме говорилось, что «большая работа по рассмотрению жалоб потребителей, их консультированию, оказанию практической помощи потребителям в восстановлении их нарушенных прав, в том числе и в судебном порядке, проводится органами местного самоуправления. Именно органы местного самоуправления могут обеспечить оперативную защиту интересов потребителей по месту жительства на основе безвозмездности, беспристрастности и индивидуального подхода к каждому потребителю...». Далее шла настоятельная рекомендация главам муниципальных образований сохранить структуры по защите прав потребителей в органах местного самоуправления.
Возможно, главы муниципальных образований могут и не придерживаться рекомендаций федерального органа, но того, что в Ярославле поступят с точностью до наоборот, наверное, не ожидал никто. Возникает резонный вопрос: неужели власть, созданная для народа, и в самом деле считает, что ликвидация городской структуры, в которую обращались за помощью многие тысячи граждан, способст-вует более эффективному решению проблем, связанных с защитой прав ярославских потребителей?
* * *
От редакции. Мы надеемся, что руководство города (более подробно, чем это сделала Людмила Ивановна Сопотова) прокомментирует сложившуюся ситуацию и сообщит ярославцам координаты чиновных структур, которые будут защищать права потребителей.