С первого июня вступят в силу изменения в федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», которые могут сказаться на туристическом бизнесе в целом и на туристах в частности не самым лучшим образом. Проще говоря – вполне возможно, что те путевки, которые вы приобретете сейчас, в первый день лета окажутся лишь никчемными бумажками. А от турфирмы или туроператора, куда вы обращались, и вовсе останется лишь название.
СЛУЧИЛСЯ ФОРС-МАЖОР –
ПЛАТИ ДЕНЬГИ
Главное новшество закона состоит в том, что туроператоров обяжут оформить финансовые гарантии для туристов – на случай форс-мажора в поезд-
ках. Размер «туроператорского
ОСАГО» для фирм, работающих на международном рынке, –
5 миллионов рублей в год (с 2008 года – 10 миллионов), а для специализирующихся на внутреннем туризме – 500 тысяч рублей. От туроператора будут ежегодно требовать банковскую гарантию (она обойдется от двух до пяти процентов от названной суммы) или договор страхования гражданской ответственности (от двух до четырех процентов). Только тогда компания может быть внесена в Единый федеральный реестр, который будет составлять федеральное агентство по туризму, и получит соответствующее свидетельство.
Конечно, иметь указанные суммы «на руках» компаниям вовсе не обязательно. В качестве подтверждения финансовой состоятельности могут приниматься банковская гарантия или страхование гражданской ответственности. За счет этого банки или страховые компании будут возмещать туристам нанесенный туроператором ущерб.
ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК
ОПУСТЕЕТ?
Размеры финансовых гарантий вызвали волну протеста у большинства региональных туроператоров. Против принятия поправок высказались 74 региона. В том числе и Ярославская область.
Как рассказал нам председатель комитета по туризму Владимир Праздников, данный закон – это удар по туроператорам.
– Такие финансовые гарантии окажутся неподъемной суммой не только для мелких, но и для многих средних компаний, и большинство из них может закрыться, – рассказывает Владимир Викторович. – Это приведет к переделу рынка, особенно в регионах. С такими правилами останутся только самые крупные туроператоры.
По словам Праздникова, раньше при возникновении форс-мажорных ситуаций пострадавший мог предъявить иск как туроператору, так и турагент-ству. В случае выигрыша дела, возмещение ущерба могло производиться либо деньгами, либо имуществом фирмы. В свете новых поправок иск теперь можно будет предъявлять исключительно туроператору, а за возмещением ущерба придется обращаться в банк или страховую компанию. Таким образом, турагентства никакой ответственности нести не будут. Поэтому теперь туроператоры начнут более тщательно подходить к выбору компаний, с какими им сотрудничать.
– Кроме того, на сегодняшний день ни страховые компании, ни банки пока не готовы работать в соответствии с новым законом, – продолжает Владимир Викторович. – Одна из причин – нет четкого толкования страховых случаев. Также большинство банков и страховых компаний пока не имеют лицензий на подобную деятельность.
ВЫЕХАТЬ – ДОРОГО,
ВЪЕХАТЬ – ЕЩЕ ДОРОЖЕ
Чем же для простых потребителей обернутся такие новшества?
– Плюсом является то, что теперь туристы будут заблаго-временно защищены от бездействия туроператоров, – рассказывает наш собеседник. – Но подобные форс-мажорные ситуации возникают достаточно редко. И обычно в нашей практике решались полюбовно. Можно предположить, что такая обязательная ответственность непременно повлечет за собой рост стоимости путевок, так как туроператоры будут компенсировать расходы за счет повышения цен. И, скорее всего, сократится количество желающих отдохнуть за границей. Возможно, это вызовет спрос на внутренний туризм.
Однако такая ситуация – это еще и удар по въездному туризму. В России и так отдыхать довольно дорого, хотя сервис зачастую не соответствует этим деньгам. А теперь цены взлетят еще выше. Конечно, я понимаю, смысл новшества – защитить потребителя, но иностранные ту-ристы застрахованы в своей стране. Значит, деньги будут оседать на банковских счетах, причем ежегодно. Вот и получается, что мы сначала добились того, чтобы нашу страну заполонили туристы, стали строить гостиницы, а теперь новым законом целенаправленно уничтожаем въездной туризм.
А В РОСТУРИЗМЕ
ВСЕ СПОКОЙНО...
Как оказалось, среди туроператоров и турагентств Ярославля также бытуют различные точки зрения. Ктото высказывается за, ктото против. Поддерживают эти нововведения в основном турагентства.
– Сложности возникнут у тех, кто принимает туристов на долгое время, – рассказывает директор турфирмы «Турэкспресс» Татьяна Куныбалова. – Мы же организовываем однодневные туры без размещения. Поэтому на нашей деятельности это никак не отразится. Так что для нас это даже хорошо, что приняли поправки. Таким образом, на рынке останутся только сильные туроператоры и турагентства.
– Большинство ярославских туроператоров не выдержат таких финансовых нагрузок, – предполагает директор «Волгатур» Юлия Скороходова. – Сейчас многие турфирмы совмещают деятельность турагентств и туроператоров. Думаю, что после вступления закона в силу такое сочетание станет редкостью. В основном останутся только турагентства. Конечно, намерения были благие, но это слишком большой удар по туризму. Скорее всего, возрастут цены, сократится поток клиентов, а въездной туризм вообще будет под угрозой.
– Я считаю преждевременным говорить о том, как закон проявит себя в действии, – заявляет генеральный директор СТА «Яроблтур» Игорь Козин. – Но закон уже принят. И всем нам необходимо думать и искать пути разрешения всех возникших вопросов с банками, страховыми компаниями, партнерами. Те, для кого эти суммы окажутся непосильными, уйдут с рынка. В основном сдадутся небольшие региональные туроператоры. Кроме того, неизвестно еще, что будет с турагентствами. Об условиях их деятельности сейчас также готовится закон. Несомненно, эти поправки также повлекут за собой и ряд изменений в отношениях между туроператорами и турагентствами. Первые сейчас определяются с новыми условиями работы. Многие из них выставляют дополнительные финансовые условия сотрудничества с ними: наличие депозита, к примеру. Все это финансовым грузом ложится также на плечи турагентств. Что касается ухода с рынка ряда компаний, то на данном этапе развития туристического бизнеса в России это, очевидно, необходимый этап, вызванный в том числе и принятием поправок к закону «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации».
Примечательно, что, например, в Ростуризме вообще считают, что цены на путевки снизятся – в результате конкурентной борьбы туристических фирм. Однако ни один из наших респондентов не высказал такой мысли. Оправдан ли такой пессимизм – покажет время. А пока что разумнее всего обращаться в фирмы, зарекомендовавшие себя положительно на рынке. Чтобы вместо солнечного пляжа какойнибудь Анталии не оказаться в разгаре лета в суде с требованием вернуть деньги, потраченные на путешествие, которое так и не состоялось.