ПОХОРОНЮ И НИКОМУ НЕ СКАЖУ ГДЕ...
К известию о закрытии кладбища животных жители города и района отнеслись поразному.
Марина Голубева, член клуба любителей собаководства:
– А где хоронить? Ветеринарки после усыпления в яму скидывают, и там они гниют. Кто же пожелает отдать свое любимое животное на такую долю?! Наша собака прожила в семье 11 лет. Идем на кладбище и обязательно заходим к ней. У нас там стоит табличка с наименованием породы и клички.
Сергей Чеботарев, охранник:
– Люди будут подхоранивать животных. Это кладбище надо узаконить!
Наталья Слепцова, инструктор ЦДТ «Солнечный»:
– В принципе, кремация – выход. Не люблю ходить на кладбище. Если комуто нужно, пусть будет урна с прахом. Дело, конечно, достаточно дорогое.
Михаил Петров, рабочий:
– А кому это кладбище мешает? Люди здоровыми тоже не умирают...
Мужчина, пожелавший остаться неизвестным:
– Я выберу для своей собаки понравившееся место и никому не скажу, где ее захоронил.
Михаил Чиров, ветеринар:
– Захоронение должно быть узаконено с заключением ветеринарной службы, в котором указана причина смерти животного. Встречаются опасные инфекционные заболевания, которые могут передаваться человеку.
Алексей Тузиков, сотрудник станции по борьбе с болезнями животных:
– Конечно, нужен крематорий. Нельзя пренебрегать опасностью вспышки инфекций, которая реально существует. И кладбище животных, милое и трогательное, все равно остается источником такой опасности. Как и любой скотомогильник. Отдавать свое четвероногое существо в биотермичку – на это немногие отважатся. А крематорий – это вполне приемлемо. И безопасно. Люди к этому привыкнут. Нужно только организовать эту услугу достойно, а не «как всегда».
СПАСТИ НЕ УДАЛОСЬ...
Хотим мы или не хотим, но наши четвероногие или пернатые любимцы после своей смерти официально называются «биологическими отходами». Вот так, словно гвоздем по стеклу. Мы просто хороним братьев наших меньших и в мыслях не держим, что нужно – захоранивать или утилизировать в соответствии с ветеринарносанитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. От чего умерли Тузики и Гарсоны, Барсики и Кеши, порой не знают ни их хозяева, ни ветврачи, потому что далеко не все владельцы заболевших домашних животных обращаются в ветслужбу. Ну, заболел пес, ну, умер. Ну, закопали... А что там дальше, кто ж об этом задумывается?
А задуматься стоит. Зайдем в Интернет. Наберем для поиска слово – лептоспироз. Это одно из заболеваний животных, смертельно опасных и для человека, так же как бешенство, сибирская язва... Бешенство уже дало о себе знать в наших краях. О «сибирке» – пока ничего. А вот лептоспироз... Интернет выдает большой список информаций.
«Рыбная ловля для жителя Красноармейска, работника одного из тамошних предприятий, закончилась печально. Недомогание, проявившееся буквально на второй день, им было воспринято как респираторное заболевание, хотя оно было вызвано микроорганизмамилептоспирами. В итоге пострадавший обратился к врачам лишь на пятый день – уже с острой почечнопеченочной недостаточностью и почти стопроцентной анурией. Спасти человека не удалось... За 9 месяцев текущего года в Донецкой области зарегистрировано 9 случаев заболевания людей лептоспирозом, 3 из них закончились летальным исходом».
«В больницы Гудермеса госпитализированы 65 детей с диагнозом лептоспироз. Заражение произошло во время купания в реке Мичик, при осмотре реки вверх по течению был обнаружен разложившийся труп животного. Состояние пострадавших средней тяжести, в случае развития осложнений возможен летальный исход».
КЛАДБИЩЕ – ЗАКРЫТЬ!
О грубейшем нарушении ветеринарносанитарных правил, утвержденных Главным госветинспектором РФ, в декабре прошлого года напомнила районной администрации Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору управления Россельхознадзора по Ярославской области, имея в виду несанкционированное кладбище животных в Малой Киселихе. Начальник Рыбинского межрайонного отдела Николай Правкин в своем письме просил принять срочные меры, для пресечения дальнейшего захоронения животных в указанном месте, принять решение о дальнейшем существовании данного захоронения либо его ликвидации в рамках федерального законодательства. В январе за «круглым столом» в кабинете первого заместителя главы района Юрия Тюрякова собрались те, кто призван найти решение проблемы. А проблема общая для города и района. Земля – районная. Животные – большей частью городские. Поэтому в работу включились городской и районный экологи, представители федеральных служб Роспотребнадзора и Россельхознадзора, главный ветврач, городские и районные коммунальщики, представитель Покровского сельского поселения, на чьей территории находится кладбище.
ПОД БУЛЬДОЗЕР?
Предложения были разные. Просто закрыть кладбище, запретить захоронения, выставив запрещающие аншлаги, не получится. Ведь не поставишь здесь наряд милиции дежурить круглосуточно. Днем люди, может, и не пойдут, а ближе к вечеру все равно принесут сюда останки своих питомцев... Там уже могилка любимого дога, умер другой – туда же, одна семья... А куда еще? Разве есть варианты?
Пустить туда бульдозер и сравнять с землей все эти фанерки с бантиками и памятники, омытые слезами взрослых и детей – тоже исключено. Нужна реальная альтернатива. Речь к тому же идет не только о домашних собаках, кошках, но и о бродячих, брошенных животных, потенциальных переносчиках опасных инфекций. Их отлов в Рыбинске сейчас приостановлен, потому что негде утилизировать...
ЯМА ИЛИ КРЕМАТОРИЙ?
Из сложившейся ситуации есть два варианта выхода: обустройство биотермических ям или строительство крематория. Проект на три биотермические ямы разработан для выдринского полигона бытовых отходов (в районе деревни Аксеново). Одна яма уже построена, однако запустить ее в работу городские власти пока не могут – не поставлено ограждение, не утверждены инструкции по эксплуатации...
А что такое биотермическая яма? В Аксенове это примерно шестиметровый отрезок огромной трубы для газопровода, запаянный с одной стороны «дном», закопанный в землю. В яме биологические отходы должны перерабатываться биологическим путем при температуре 70 – 80 градусов. Но это лишь временное решение проблемы, к тому же небезопасное. Биотермические емкости будут забиты в течение трех лет. А дальше что? Капсула в земле все равно подвержена коррозии. Пройдут десятки лет, а возбудители опасных инфекций могут сохраняться гораздо дольше. Кроме того, высокий уровень грунтовых вод обеспечит этому «объекту» массу проблем.
Цивилизованный мир отказывается даже от таких «контролируемых» и «благоустроенных» скотомогильников. Рыбинск в этом смысле – каменный век. На совсем не благоустроенные и условно контролируемые аксеновские скотомогильники чего только не возили. Говорят, года три назад туда попали трупы инфицированных свиней. А что же усыпленные дома или после отлова собаки? Утрамбовываются бульдозером в толщу бытового мусора... Проблема давно вышла за рамки «собачьего» кладбища. Не случайно в СМИ то и дело мелькают сообщения о том, что гдето в лесу найдены останки кур или поросят...
Реальный выход – строительство крематория, или крематора, как называют его специалисты. То есть установки для сжигания биологических отходов. Это действительно безопасный способ утилизации. Если речь идет о Шариках и Барсиках, то хозяин умершего животного при желании может получить его прах и захоронить на специально устроенном кладбище или в ритуальной «стене». Место для такого кладбища предложено найти на территории Южного. Важно, чтобы крематор был недалеко от города, хотя бы на том же выдринском полигоне. Но построить его, а первоначально найти деньги, спроектировать, получить все согласования, провести экспертизы нужно в течение ближайших трех лет.Пока будут «выручать» биотермические ямы. Прозвучало предложение сделать этот объект пилотным проектом в Ярославской области и привлечь областное финансирование, поскольку действующих аналогов в регионе нет. Рыбинский частный бизнес уже проявил интерес к этой работе, но городские власти делают ставку на муниципальные предприятия.
Остается выяснить одно – а как же поступать жителям города и района сегодня, если случилась в доме беда? Чиновники дали такое разъяснение: обращаться в ООО «САХ» (Спецавтохозяйство), которому поручена утилизация биологических отходов. Выедут, обследуют, усыпят, увезут... Остальное, как говорится, без комментариев.
Ики | 16.10.2011 в 14:32 | ответить0
Есть ли сейчас какие-либо сдвиги?