Для одних рыбалка лишь заполнение досуга, развлечение, а для других, как, например, семьи молодых предпринимателей Барсуковых из села Гаютина, рыбная ловля уже давно стала работой.
Здешний колхоз с красивым названием «Волна» издавна занимался добычей рыбы. Но к концу 90-х дела у него шли все хуже и хуже. «Волна» перестала выбирать лимиты по ловле рыбы, и колхоз лишился участка на море. Рыбаки остались не у дел, многие специалисты хозяйства сменили профиль. Светлана Барсукова, работавшая тогда в «Волне» экономистом, в 1997 году родила дочь и... попала под сокращение. А вскоре колхоз вообще приказал долго жить.
– Пока еще рыбаки не разбежались, решили мы с мужем Олегом организовать артель, – рассказывает Светлана. – Как экономист, организационную сторону я взяла на себя. По конкурсу выиграла участок моря для лова площадью 12 квадратных километров. Рабочая сила сразу же нашлась.
Увидев, что у первых четырех рыбаков дела пошли, в бригаду стали проситься и другие мужики. Встал вопрос об увеличении акватории, поскольку на рыбака полагается пять «квадратов». Постепенно участок вырос почти в десять раз – до 112 квадратных километров.
Сейчас бригада уже насчитывает тринадцать человек. Завели два громадных холодильника плюс железнодорожный контейнер-морозильник, где рыба может храниться при температуре минус 30 градусов. В одиночку все это не приобретешь, да к тому же для рыбака проще поймать рыбу, нежели потом сохранить и продать улов. А у Светланы Валентиновны еще в колхозные времена налажены были связи. По старым каналам и теперь поставляется рыба из Гаютина в Санкт-Петербург, Череповец, Ярославль.
В год более тридцати тонн вылавливает эта бригада. В коллективе далеко не новички. Скажем, Виктор Веселов – потомственный рыбак, у которого и дядья, и отец рыбачили. А теперь уже и сын проявляет интерес к профессии отца. Учится в Череповце, но все выходные, каникулы проводит с отцом в море.
Словом, все теснее становится рыбакам на отведенном участ-ке. Есть надежда, что акватория расширится благодаря очередному конкурсу, который барсуков-ская бригада собирается выиграть.
Рыбацкая доля – не из легких. Рыбаки рассказывали, что пару раз уносило их на льдине в сторону Череповца. Когда дрейф затягивался на долгие часы, спасали мужество, выдержка и выносливость, чувство юмора и... пакетики растворимой лапши.
В бригаде на вооружении имеются пятнадцать «Буранов». Но это не значит, что каждый из рыболовов действует как «одиночка с мотором», стремясь «зашибить» как можно больше денег.
– Дифференцировать зарплату было бы не совсем справедливо, – считает Барсукова. – Допустим, один поймал судаков, а другому попалась лишь мелкая плотвичка. А ведь усилия одинаковые были приложены. Все стараются как можно больше поработать на «общий стол», зарплата в бригаде договорная.
Рыболовецкая бригада супругов Барсуковых – самая крупная в этих местах. И одна из самых предприимчивых. Два года назад житель Череповца Вячеслав Кавелич присмотрел в Гаютине просторное, давно пустующее складское помещение. И решил организовать в нем переработку рыбы. Закупил оборудование для цеха вяления. Нанял рабочих. Гаютинские рыбаки усмотрели здесь и свою выгоду.
Теперь часть рыбы бригада Барсуковых поставляет в этот цех переработки. Здесь идет непрерывный процесс: в течение десяти дней рыбу солят, а затем столько же времени вялят.
Лещ продается заказчику по 50 рублей за кило, синец – по 65, чехонь – по 80. С рыбаками производственники рассчитываются по мере реализации готовой продукции. В среднем вяленой рыбы в месяц выпускается до пяти тонн.
Рыбалка – дело сезонное. Апрель-май выпадают из-за нереста, в мае-июне традиционный запрет на лов, в июле-августе рыбалка продолжается, но не очень интенсивно, поскольку основной упор все-таки делается на зимние месяцы, когда на полную мощность могут работать «Бураны».
Но простоев у гаютинцев не бывает. Они и на берегу находят себе работу. Благо, что соседи-череповчане положили глаз на здешние места. Как грибы растут дачные особняки. А строят их во время вынужденных «каникул» здешние рыбаки, руки которых привыкли не только к рыболовным снастям, но и к топорам.