ЗАДАЧКА С НЕИЗВЕСТНЫМИ
Ветеран культурного фронта не сам напросился на заслуженный отдых. Как говорят в народе в таких случаях, его «ушли». Нет, не закрыли – реорганизовали.
Впрочем, смысл новшества прост и любому понятен. К тесноватым филармоническим подмосткам прибавить второй зал, просторней и один из лучших в области по акустике, а суровому межсезонью в стенах хронически аварийного «Гиганта», где за 90-е годы сменился не один учредитель и четыре директора, поскорее положить конец.
Готов устав ЯГФ – Ярославской государственной филармонии. При неизменной кадровой основе основ – губернаторский симфонический оркестр, хоровая капелла «Ярославия», органистка Любовь Шишханова – в штатном расписании появились новые отделы: объединенная бухгалтерия, расширенные хозслужба, отделы литературно-редакционный и детской филармонии, а творческий отдел бывшего ГСКУ «Гигант» даст опору будущей народной филармонии.
Задачка, как видим, на сложение. Однако она не так проста, как кажется на первый взгляд. Объединение не проходит гладко, даже и на бумаге. Документ подписан главой области еще весной, но и сейчас, полгода спустя, в передаточных ведомостях, по нашим данным, не расставлены точки над «i». Простенькая схема – «областная филармония плюс социально-культурное учреждение «Гигант» равны ЯГФ» – уравнением получается с несколькими заковыристыми неизвестными.
НЕТ КОНЦА ДОЛГОСТРОЮ
Директор ЯГФ Ирина Трофилева мужественно приняла на свои плечи два застарелых долгостроя. Если ремонт стропил кровли Собиновского зала смогли осилить без его закрытия («Северный край» об этом рассказывал), то многолетней стройке в стенах «Гиган-та» конца-краю не видно и сегодня.
Проблема из проблем – зрительный зал. Проект клуба «Гигант» – памятника архитектуры конструктивизма – когда-то положили в такой дальний ящик, что когда он теперь понадобился, обнаружить так и не удалось. Реставрация фасада и зрительного зала идет по натурным обмерам и под авторским надзором архитектора Елены Богородицкой.
Закончены вычинка и отделка стен. Труб и батарей больше не будет: отопление – калориферное. Подъезды в зал – впервые! – с пандусами для инвалидных колясок. Восстановлены лепка, живописные портреты классиков музыки и литературы, пять красивейших люстр.
Сложнее со сценой. Ее расширили, настелили палубный брус, отреставрировали портал. Под настилом, там, где была раньше кладовка коменданта и стояли ржавые шкафы эпохи первых пятилеток, сейчас подвесные потолки, три гримерки для артистов.
А вот оркестровой ямы в «Гиганте» не будет – сцену увеличили за ее счет.
Новация, прямо скажем, еще годилась бы для клуба, но не для филармонии с ее давними видами на постановку опер в костюмах, а в перспективе и на стационарный музыкальный театр.
Планы эти надолго зависли в воздухе. Театру потребуется и надстройка для штанкетного оборудования, да вот беда: реконструкцию в данном случае запрещает закон. «Гигант», выстроенный семьдесят с лишним лет назад сперва под кинотеатр, – памятник зодчества федерального значения.
Как сообщил нам начальник отдела материально-технического снабжения и строительства департамента культуры и туризма Михаил Катачигов, определен окончательный срок сдачи концертного зала и всего здания под ключ – осень будущего года. Позади вынужденные простои из-за безденежья, смена генподрядчика (теперь это ООО «Ремсервис»). Деньги, чтобы закончить зал и фасад, есть – пять миллионов рублей, из них четыре дает областная казна.
Загвоздка не в деньгах. Брус и доски для полов сложены штабелями посреди зала, за пол браться нельзя. Пошел трещинами кирпичный вентиляционный короб: под ним вдруг осела почва. Прежде чем что-то делать дальше, надо понять, что бы сие могло значить после того, как бутобетонный фундамент приведен в порядок и поставлена новая гидроизоляция.
На облицовке цоколя гранитом и отделке фасада – аврал, штукатуры спешат закончить с ними до заморозков. Среди патриотов «Гиганта» легкий переполох: говорят, что в обновленном виде концертный зал станет снежно-белым. Напрасные опасения: по внешнему виду «Гигант» останется таким, как задумал его автор проекта И. Князев. Включая расцветку стен. Любимого аскетического колера конструктивистов, светло-серого, не поменяют. А белый цвет на окруженных лесами стенах – всего-навсего шпаклевка.
КАК ТЕАТР В БОМЖИ ПОПАЛ
Об этих стенах так и хочется сказать, как о храмах: намоленные. Старейшему клубу многое зачтется: и эстонские ансамбли, и народный театр балета, и джазовый абонемент. Здесь за дирижерским пультом стоял знаменитый Юрий Аранович, начиналась ныне всемирно известная детская анимация, а в годы распада Союза на «Ярославских гуляньях» со всего ближнего зарубежья собирала народ неугомонная «Скоморошина».
Так что для народной филармонии место в этих стенах самое подходящее. Что она такое, объяснила заведующая нынешним творческим отделом «Гиганта» Елена Костюченко:
– Она объединит людей с высшим баллом по мастерству, только не имеющих специального образования.
Отдел перебедовал ремонт в студиях и выжил. Хранит уникальную костюмерную, одних балетных пачек там около полутысячи. Открыты восемь танцевальных студий и ансамблей – кроме подготовительных курсов, они все бесплатные. Студия сольного пения Галины Бажурко, клуб «Играй, гармонь!» Алексея Юдина, хор ветеранов за неимением собственной сцены азартно концертируют на малых площадках: в центрах социального обслуживания и геронтологическом, в хосписе, госпиталях ветеранов войны, в санаториях, в домах культуры по заявкам сельских администраций.
Спущенный сверху эксперимент их, клубников, тревожит. Пожалуй, яснее других собственные опасения выразила Галина Ивановна Бажурко:
– Когда объединяют профессионалов и любителей, то рано или поздно начнется вытеснение слабых. А ими окажутся ясно кто – любители. И никакая народная филармония их не спасет.
Благие намерения департамента соединить коня и трепетную лань, причем без потерь и обид, уже и сейчас не оправдываются. Попала под сокращение самая мобильная и боевая единица «Гиганта» – его административная часть. Это она во главе с нынешним заместителем директора ЯГФ Ириной Бородиной, на свой страх и риск заключив договор с предпринимателями на аренду торговых площадей в нижнем фойе (его срок истекает 31 декабря нынешнего года), вытянула клуб из долговой ямы.
Продолжает получать в «Гиганте» зарплату за руковод-ство камерным хором «Возрождение» Наталья Борисова – по крайней мере было так в октябре. Но своего времени в недельном графике студийных занятий хор Борисовой теперь не имеет. Его чуть было не отправили под крышу областного Дома народного творчества, где и без того теснее тесного. Вовремя сообразили, что не то делают. А от предложения стать вторым составом капеллы «Ярославия» Наталья Геннадьевна, обсудив такой вариант со своими питомцами, отказалась.
Репертуар у «Возрождения» сотня номеров – от Баха до блюза, не перечесть поклонников – вот и не захотели менять шило на мыло. Борисова «увела» хор в училище культуры, где она заместитель директора – до лучших времен собираются там.
А с театром танца модерн «Граффити» Марии Драбов-ской вообще вышла полная несуразица. Департамент предоставил ему выбор – уйти или остаться. В то время как творческий отдел «Гиганта» срочный трудовой договор с Драбовской взял да и не продлил, и ее театр, известный не только в Москве и Питере, но, например, и в Париже, оказался на улице.