НА ВЫРУЧКУ
ПОЗВАЛИ ГОГОЛЯ
Закрывалито вроде как на ремонт и даже на «реконструкцию», но три года прошло – очаг культуры стоит пустой и холодный. А тот ремонт, говорят, теперь вообще отменяется, потому что, как уверяют злые языки, у местных властей есть заботы поважнее.
Первыми в этом, некогда процветающем поселке мелиораторов за Яковлевским бором, мириться с такой несправедливостью не захотели те, кому до 16 и старше. В кино, в кружки, на аэробику и шейпинг, на дискотеку – куда они шли по примеру своих родителей? Сюда, в клуб. Другого выбора у них не было и нет. Ездить в город за три километра далеко и накладно.
Есть кружки в школе, но деревянный барский дом, ее приютивший, свое отслужил, тепла не держит. Школу в Шебунине вотвот закроют, и не на ремонт, а, по слухам, насовсем. Детушки за все это кого призвали к ответу? Своих родителей, а те дали ценный совет – написать про закрытый клуб депутатам, главе нового сельского поселения. Что и было выполнено в истинно современном стиле – с выведением электронных посланий в компьютерные распечатки на мелованной бумаге.
Дело, само собой, не в «стиле» и тем более не в сорте бумаги. Ответ из администрации поселения пришел такой, что тексты своих депеш и сам ответ главы поселения В. С. Курицына удрученные авторы в большом конверте переправили к нам в «Северный». «Я учусь в 7м классе, – ставит нас в известность Дарья Воинова, – очень люблю петь, танцевать, мастерить чтонибудь, а показать себя негде. Стараюсь говорить правду в глаза, и если обещаю, то держу слово. Надеюсь, мое письмо дойдет до вас и вы нам поможете».
Разговор продолжает Настя Ядрухина: «Помогите построить в нашем поселке клуб, где можно было бы собираться, ходить в кружки. Пою и рисую, но я инвалид детства, и мне тяжело ездить в город. Когда у нас был клуб, там устраивали праздники к Дню инвалида, чаепития и конкурсы, а теперь этого нет. Услышьте крик моей души!»
Нашли мы в конверте и коллективную петицию школьников поселка с тремя десятками подписей, просьбой о помощи «в сохранении Дома культуры», ссылкой на недальнюю Туношну, где «открыли целый спортивный комплекс», и припиской в конце: дескать, не хотим «быть детьми второго сорта». Ну а ответ из администрации выдержан в знакомых канонах образцовой канцелярщины.
После преамбулы с известными любому в поселке подробностями насчет того, что открытию ДК «препятствует несоответствие здания клуба требованиям пожарной безопасности и нормам СЭС», и он, клуб, «требует капитального ремонта», следует типовая концовка о том, что местный бюджет «не располагает достаточным количеством средств на восстановление ДК» и вопрос решается «через администрацию Ярославской области».
В минувшую субботу сразу два совета, общественный и ветеранов поселка, устроили по просьбе редакции сход на квартире Надежды Рябининой. Это она, мать троих детей, по специальности культорганизатор, своим обращением в газету дополнила ребячьи голоса гневной публицистикой. Видимо, накипело так у Надежды Степановны, что за отсутствием других подходящих кандидатур, на выручку позвала она классика – грозного обличителя социальных пороков Николая Васильевича Гоголя.
О сельских жителях, вот ее логика, вспоминают наши чиновники от переписи до переписи населения, в остальное время, так прямо и пишет Надежда Рябинина, «мы для них – мертвые души». Крепко сказано и не без полемического пересола. Но наш кухонный сход показал, что если и дальше молчать о бедах и обидах жителей поселка Заволжье, то суровая гоголевская беллетристика, не успеем оглянуться, станет самой обычной повседневностью.
ВОПРОСОВ МНОГО,
И ВСЕ БОЛЬНЫЕ
В поселке с населением в три тысячи жителей нет промтоварного магазина, почты, газетного киоска, нет отделения Сбербанка. Коммунальные платежи, принятые в черте города, обходятся его жителям в три процента от уплаченной суммы. За что платим? – недоумевают они. С потерями для них пытались закрыть недавно и застарелый больной вопрос с транспортом.
Общественный совет обратился в АТП с просьбой продлить до Заволжья от областной больницы автобусный рейс № 23 или 33. Им ответили, что не бывать такому – «нерентабельно». Тогда совет вышел на дорогу на «дежурство», потеплее одевшись. Скрупулезно подсчитали, сколько народу ездит отсюда в Ярославль на работу, учебу и обратно, а это две трети взрослого населения поселка. Как дважды два доказали: темнят транспортники. Поднажали на них так, что те, видимо, тоже взялись за калькуляторы. Правда, принять решение на общую пользу так и не сумели.
Пустили сюда пару пригородных ПАЗов от ЯрославляГлавного и автовокзала по цене маршрутки... минус «утешительная» сельская льгота в один целковый. Удобное для водителей, но никак не для пассажиров расписание вообще оставили прежним. С часу до трех отсюда на тех «пазиках» не уехать – у шоферов обеденный перерыв. Последний рейс номера 139 с автовокзала до Заволжья – в 21.15. А это значит, если не имеешь личного авто, путидорожки на спектакли Волковского театра или в филармонию тебе заказаны.
Главная боль старожилов этого «спального» поселка – дети. О том, каких забот и трудов, незнакомых большинству горожан, требует поддержание здоровья двоих девчонок (одной из них семь лет, другой – восемь месяцев), рассказала рабочая ОАО «ЯЗДА» Анна Б. В поселковом медпункте врачпедиатр есть, от простуды вылечит и больничный по уходу за ребенком выпишет. А чуть что посерьезнее – обследует и в Ярославль направит.
К терапевту пошлют из поселкового медпункта в областную больницу. К ортопеду везти ребенка приходится в третью больницу в Брагино, к невропатологу еще дальше – через весь город в Красные Ткачи. Беременных с анализами посылают отсюда в Лесную Поляну. Наша собеседница Анна может к врачу и поближе везти свои чада – по соседству, в Заволжский район. Там примут, проконсультируют. Но услуга платная, готовьте, мамаша, тысячу рублей за прием.
Образным отражением всех этих нешуточных заморочек стал унылый пейзаж в центре поселка с засыпанным снегом недоотрытым котлованом под Дом медика. Начали несколько лет назад. Не потянули, бросили.
Теперь появилась у родителей еще одна грустная дума. Первые четыре класса Шебунинской школы худобедно квартируют – без психолога, логопеда, спортзала, со столовой в игровой комнате – в стенах поселкового детского сада. А после четвертого класса, если в Шебунине школы не станет, куда податься бедным школярам?
Варианты у родителей (таких семей больше тридцати) один другого хуже. Выбор – между «близлежащими» ярославскими школами, Кузнечихой, куда возить ребят придется километров за 10 – 12, и селом Григорьевским.
Учителя недавно устроили анкетирование, спросили родителей, где они хотели бы своих детей учить. В Шебунине – ответили четверо из каждых пятерых. Да, там во все щели бывшего барского дома свищет ветер, там допотопная угольная котельная. Но зато какие там любимые учителя, какой музей крестьянского быта, какой сад, где соловьи поют!
ДА ЗДРАВСТВУЕТ
НАРОДНАЯ СТРОЙКА
Ко всем отнюдь не пустяковым загвоздкам жителей поселка Заволжье теперь вот, как видим, прибавилась очередная – с Домом культуры. На нашем сходе в один голос высказали свою тревогу и учительница Ирина Печаткина, и председатель совета ветеранов Любовь Будникова, и сама настроенная побоевому хозяйка квартиры. В поселке тех, кого принято причислять к подрастающему поколению, триста душ, плюс еще двести человек рабочей молодежи, так что в возрасте до 16 и старше там примерно каждый шестой житель.
Неприкаянность подростков у всех на виду. По вечерам, по выходным тусуются в подъездах, у пивного ларька, слоняются по улицам.
Общую кручину без лишних слов высказала Надежда Рябинина.
– Вечером выйти из дома пока, слава богу, не боимся. Но страшит другое: души пустые, сопьются парни, как многие их отцы.
Под конец нашего разговора сам собой раскрылся еще один секрет того, почему общественность поселка так близко к сердцу принимает клубную тему. А потому, что голосистый у нее совет, в самом прямом смысле. Все его активистки на досуге поют в фольклорном ансамбле. Дважды в неделю не ленятся ездить на спевки и концерты на рейсовых автобусах километров за пять в Пестрецово, где клуб еще живой.
Спасать собственный очаг культуры собираются они всеми возможными средствами. Не без их участия сорганизовался и готов засучить рукава молодежный отряд добровольцев «Заволжье». Эти ребята лучше других знают толк в атаке – все они хоккеисты. Сами залили каток на корте, на свои кровные купили доспехи.
Есть среди них мастера на все руки, в том числе и финансисты. Уже составили экономную смету ремонта Дома культуры. Будет у нас, говорят, народная стройка. На то и единственная надежда, что пока власти в кабинетах «решают вопрос», не дадут ребята погибнуть клубу любимого поселка.