Город готовится к своему тысячелетнему юбилею. Уникальному и единственному – другого столь значительного события на нашем веку уже не будет.
Любой юбилей – это и праздник, и хлопоты, связанные с его подготовкой. Любой юбилей – это еще и расходы. Большие расходы. Намеренно не буду касаться темы – есть ли у города деньги – по простой причине: во многом этот вопрос находится в компетенции министерств и правительства страны в целом. Чиновникам мэрии и без этого есть чем заниматься. Известен бюрократический закон: чем больше мелких чиновников занимается решением больших проблем, тем хуже эти проблемы решаются. Более того, появляется все больше своих мелких, нерешенных проблемок типа: «Ты почему не переложил бумаги из одной стопки в другую? – Был занят, решал вопросы в Москве». Знакомо?
Итак, вернемся к Ярославлю. Согласно принятому городскими властями девизу это город – «хранитель прошлого, устремленный в будущее». Разберемся поэтапно. Наверное, сначала решим с прошлым, а уж потом устремимся...
Центр Ярославля понастоящему историчен – без машин и современных фонарей. Прогулка по нему действительно напоминает путешествие во времени на 200 – 300 лет назад. Конечно, порой натыкаешься на какието новорусские «новоделы», повидимому, уже «устремленные в будущее», но до сих пор дух старого города Ярославля во многих кварталах все еще присутствует.
Оговорюсь сразу, я – не архитектор, не художник и не дизайнер. В этих вопросах обычно доверяю профессионалам. Обычно. Но не всегда. Ну не могут дватри даже хороших чиновника от департаментов культуры и архитектуры абсолютно верно определить, как распорядиться тем, что построили десять поколений ярославцев на протяжении трехчетырех веков. Им трудно это сделать и с профессиональной, и с психологической точки зрения без опоры на общественное мнение.
Нынешнее десятилетие для Ярославля знаковое во всем. Можно исказить былой облик города, можно его просто законсервировать, можно и восстановить. Ошибиться и легко, и опасно. Целые поколения позже будут вспоминать о том, кто, мол, «испортил» город или, наоборот, его «сохранил». Сегодня ведь у нас есть такие воспоминания о Ф.И. Лощенкове, касающиеся, замечу, не новых заводов и микрорайонов, а речного вокзала и ТЮЗа. Не все решают сегодняшняя зарплата и доходы чиновников – есть еще и завтрашний день, есть еще и людская память. В середине 90х годов Б. Н. Ельцин развернулся в своих реформах «по полной», а сегодня, всего 10 лет спустя, ему лучше не включать телевизор да и вообще не выходить на улицу. Это – цена ошибок.
В некотором роде я даже сочувствую городским властям, их структурам, занимающимся обликом Ярославля. Что бы они ни делали, недовольные будут всегда. Откровенно говоря, проще в центре Ярославля вообще ничего не делать, сконцентрировавшись на планировке Сокола и благоустройстве Брагина. По крайней мере, именно так и поступали в 60 – 80е годы – «хрущевок» и «брежневок» в центре города практически нет. Аргумент, мол, «все ветшает» здесь не работает. За 200 – 300 лет дома не развалились, подождут и еще – условий, денег, идей, мнений. Однако есть одно «но» – нет времени ждать, юбилей уже не за горами. Показывать гостям ветшающие особняки, кварталы и улицы – несерьезно. Не Колизей у нас, в конце концов, и не сталинградский Дом Павлова после уличных боев.
Идеальное решение – вложить в реставрацию и сохранение исторической части города серьезные деньги. Вопрос – где их взять? У ЮНЕСКО? Напомните, когда в нашей новейшей истории Запад нам всерьез и безвозмездно помогал. Думаю, это – болтовня и иллюзии. Ждать скорых супердоходов от туризма? Увы, это тоже иллюзия. Туризм – это бизнес: сначала надо деньги вложить, а уж потом рассчитывать на прибыль. Впрочем, кот Матроскин в небезызвестном мультфильме все это доходчиво уже объяснял.
Остается еще несколько вариантов. Рассмотрим их все.
Деньги федерального бюджета. Не сомневаюсь, что они будут. Юбилей одного из древнейших русских городов – это и юбилей самого Российского государства в полном смысле этого слова, во многом не сравнимый даже с трехсотлетием второй столицы. Вопрос только – когда? Вероятнее всего, в соответствии с национальным менталитетом и афоризмом
В. Черномырдина, в последний момент. Есть риск деньги получить, но не успеть освоить. Это не фантастика. Увы, это наша реальность.
Можно, конечно, в очередной раз потребовать денег у мэрии. Мол, куда вы смотрите, чем занимаетесь? Центр города эклектичен, ветшает, разваливается! Потребовать и поскандалить можно. А вот решить вопрос – увы, нет. Надо просто понять – у города объективно нет и не может быть денег на серьезную реставрацию и содержание исторического центра. Это не вина городских властей. Это наша общая беда.
Конечно, всем нам хотелось бы видеть исторический центр Ярославля благоустроенным и отремонтированным, архитектурно сохраненным и социально ориентированным: общеобразовательные и спортивные школы, культурные учреждения, социальные объекты в домах и особняках XVII – XIX веков. Идиллия... Но и иллюзия.
Пока ждем помощи из федерального бюджета, выход один: отдать исторический центр бизнесу – банкам и ресторанам, страховым агентствам и кафе, магазинам и турагентствам. Чтото продать, чтото отдать не навсегда, а в долгосрочную аренду. По понятным причинам именно в долгосрочную. Отдавать с обременением в виде содержания и сохранения архитектурного и исторического облика.
Предвижу интеллигентские стенания и возражения так называемой богемы: «Кабак в особняке такихто?! Танцпол на паркете такогото?! Магазинные вывески на фасаде дома такогото?!» Да, именно там и именно так. Пока остались особняки, паркеты и фасады, которые еще можно сохранить. Если бы это можно было сделать за счет частных пожертвований искусствоведов и «борцов за архитектурную неприкосновенность», это было бы прекрасно, но, увы, маловероятно. А пока исторический облик города должен ктото реально, на деле содержать и реставрировать. Наверняка будут и потери. Но, глядя на фасад гарнизонного госпиталя, я лично склонен скорее согласиться с архитектурными потерями, нежели с сегодняшним надругательством над памятью строителей тех времен.
Аналогичные чувства вызывают и другие дома, улицы и целые кварталы. Намеренно не буду их перечислять – любой горожанин невооруженным взглядом их увидит и сам.
Пока намеренно не буду говорить и о спорных с эстетической точки зрения решениях наших архитекторов из методсовета по сохранению историкоархитектурного наследия – понимаю, как непросто им работать. Кажется, что один, два, три чужеродных центральному облику города объекта вроде бы и не повредят и вроде в теории както освежат, осовременят город. Но это только в теории. На практике получается совсем иначе, опять же почерномырдински... Итог очевиден.
Все чаще и чаще както исчезает исторический дух Ярославля. Впрочем, почему както? Исчезает он вместе с падающей штукатуркой старых особняков и стеклопакетами как бы спрятанных в заповедных местах новостроек. Город – это своеобразная мозаика, которая перестает смотреться при нарушении целостности всех ее элементов.
В принципе, не желая заниматься критиканством и злопыхательством, предложил бы к обсуждению всех заинтересованных сторон простую и понятную мысль. На ближайшие годы, минимум до юбилея, город может ввести мораторий на любое, подчеркиваю, любое новое, нереставрационное, исторически не обоснованное строительство в исторической части Ярославля, предлагая бизнесу на взаимовыгодных условиях включиться в сохранение и реконструкцию его центра. Вложиться не в строительство какихто полуподпольных особняков во дворах старого города, а в сам старый город. Деньги у бизнеса сегодня есть. Он может это сделать без «кривых» договоренностей и сомнительных стройплощадок. Да, в старых особняках бизнес разместит и минигостиницы, и рестораны, и VIPжилье, и офисы. Да, это так, да, будут потери. Но, в конце концов, это будут осмысленные потери, базирующиеся на осмысленной программе действий, рассчитанной и на интересы сторон, и на конкретные сроки.
Позволю себе напомнить: до юбилея осталось всего три года. Смехотворный в строительнореставрационной отрасли срок. Можно, наверное, придумать и другие проекты, программы действий, но, боюсь, на них уже не остается времени, и мы можем встретить 1000летие не только с ярославскими храмами и нарядными особняками, но и с руинами «Чайки», и облезлыми архитектурными памятниками, и с разоренными новым строительством старыми улицами одного из красивейших русских городов.
Впрочем, это лишь частное мнение одного человека.
* * *
ОТ РЕДАКЦИИ. Приглашаем всех, кого заинтересовали поставленные в этой статье вопросы, продолжить их обсуждение на страницах «Северного края».