Природа уже не может сопротивляться, мы лишаем ее средств защиты. С экранов в документальной и художественной форме нам демонстрируют сцены апокалипсиса: реки, выжатые до капли в угоду великой мелиорации, язвыскважины, выеденные в теле Земли ради сияющих алмазов и «черного золота» – универсального корма для миллионов механизмов, лысые пространства и расползающиеся, как саранча, во все стороны «сибирские цирюльники»... Все это становится так знакомо, что мы потихоньку привыкаем к мысли о неизбежности подобного исхода. Но давайте будем реалистами: все, человеком создаваемое, человек может и должен исправить, если он человек. В данном случае метод известен и довольно прост – необходимо рациональное природопользование.
С 1 января 2007 года вступила в силу новая редакция Лесного кодекса Российской Федерации. В чьих руках сейчас российские леса, кому доверено охранять, восполнять их, контролировать промышленные и санитарные вырубки и какова судьба этих природных богатств? Мы беседуем с директором вновь образованного департамента лесного хозяйства Виктором Борисовичем БЕЛЯНКИНЫМ.
– Виктор Борисович, какие принципиальные изменения внесены в кодекс и какими вы видите перспективы развития отрасли в связи с его принятием?
– Самое главное – с этого года устанавливается новая система управления лесами, при которой все основные функции передаются органам государственной власти субъекта РФ. За федеральным центром остается только определение размера субвенций в бюджете, государственный мониторинг, ведение лесного реестра, отраслевые наука и образование, контроль за переданными полномочиями. Все основные вопросы, связанные с лесопользованием, будут решаться на местах, что существенно повысит эффективность нашей работы. Это решение назревало давно, и вот первый шаг сделан.
– То есть с этого момента судьба наших лесов – в наших руках?
– Хотелось бы сказать так. К сожалению, Лесной кодекс не может работать без тщательно подготовленного пакета нормативноправовых актов. В срок до 15 апреля текущего года должно быть разработано более пятидесяти актов федерального уровня и тринадцать областного и местного значения. Только тогда новая система заработает в полную силу.
– Означает ли это, что в период подготовки необходимой документации может приостановиться деятельность всей системы лесоуправления?
– Не следует волноваться – сбоев в системе не будет. Мы предусмотрели подобную ситуацию. В конце прошлого года было выдано необходимое количество лесорубочных билетов, которые остаются действительными до истечения прописанного в них срока. А вот со второго полугодия вводится несколько существенных изменений. На смену конкурсам придут открытые аукционы, которые делают доступнее и прозрачнее получение в аренду лесных участков. Действовавшая разрешительная система отменяется. Теперь арендаторам будет достаточно представить «Лесную декларацию», то есть заявление об использовании, и проект освоения участка, или, как мы его называем, план вырубок. Уйдет в прошлое и выдача лесорубочных билетов. Все взаимоотношения арендатора с органами лесного хозяйства станут регулироваться на основе договора аренды и вышеназванных документов.
– А кто будет осуществлять функции контроля исполнения данных договоров? Раньше этим занимался Росприроднадзор.
– Теперь эти функции переданы нам, в структуре департамента уже создан отдел государственного контроля и надзора. Это еще одно положительное нововведение, которое позволяет более оперативно регулировать все взаимоотношения в этой сфере.
– Здесь могут возникнуть закономерные опасения: не приведут ли все изменения к очередному увеличению количества чиновников, как часто бывает при создании новых структур?
– В процессе реорганизации лесоуправления и ведения лесного хозяйства в нашей области численность сотрудников не только не увеличилась, она уменьшилась с сорока трех до двадцати девяти человек. Так что повода для беспокойства быть не должно.
– Итак, новый орган создан, нормативноправовая база в процессе активной разработки. Можно ли сказать, что со второго полугодия 2007 года в России окончательно вводится новая система управления лесами?
– Чтобы система эффективно заработала, недостаточно только наличия руководящих органов и законодательной базы. Основной успех зависит от полной согласованности управляющих структур всех уровней. До 1 января вся нагрузка по выполнению лесохозяйственных работ ложилась на лесхозы. Согласно новой редакции кодекса к 2008 году они все должны быть преобразованы в более эффективно действующие структуры.
– Опять смена вывесок? С колхозами происходило нечто подобное...
– Не надо беспокоиться. Давайте рассмотрим, что такое нынешний лесхоз. Это орган, совмещающий функции управления и исполнения. Такое совмещение противоречит любым экономическим и организационным принципам, не вписывается в систему органов исполнительной власти и является одним из тормозов развития хозяйства. Поэтому к концу года мы должны разделить лесхозы на две структуры: управляющую, которая будет контролироваться нашим департаментом, и исполнительную, то есть хозяйственную, структуру, предполагающую совмещение различных форм собственности. При такой реорганизации будут обязательно учитываться интересы арендаторов. Так что полностью новая система заработает только со следующего года.
– Каких мы можем ждать практических результатов от всех этих нововведений? И когда?
– Остановлюсь сначала на нынешней ситуации. Из 3,5 миллиона кубометров древесины – это научно обоснованная норма заготовки – мы вырабатываем в год лишь 750 тысяч. Здесь и естественные причины: низкое качество лесного фонда (хвойные породы составляют только около 20 процентов), недостаточная дорожная сеть, слабая несущая способность грунтов (наша область – низина, подтопленная тремя водохранилищами). Но главное – отсутствие производств по переработке низкотоварной и мелкотоварной древесины. Решение вопроса по созданию собственных производственных мощностей позволило бы обеспечить занятость населения, наполнение местных бюджетов и приблизиться по развитию лесопромышленного комплекса к нашим соседям – Вологде и Костроме.
– А в лидеры выйти слабо?
– Это трудный вопрос. К сожалению, наличия налаженной системы управления, высококвалифицированных кадров, улучшения качества лесного фонда, развития транспортной системы недостаточно для завоевания лидерских позиций в отрасли. Чтобы начать большую игру, требуется собственная переработка – именно здесь самые высокие ставки и прибыль. Если мы хотим какихто нормальных результатов и перспектив в нашей отрасли, мы должны искать все возможные пути достижения цели.
– Какиенибудь шаги в этом направлении уже предпринимались?
– Да, конечно. Недавно в область приезжали представители крупных коммерческих структур, и на их встрече с руководством региона, в частности, затрагивался вопрос о возможности инвестиций в строительство предприятий по производству фанеры и завода по производству пеллет. Это новое слово в деревообрабатывающей отрасли. В поисках альтернативных видов топлива европейцы разработали технологии его получения из некондиционной древесины и древесных отходов. Чтобы было понятнее, представьте себе гигантскую мясорубку, в которую транспортер впихивает деревянные бруски. На выходе получающиеся «макаронины» рубят, это и есть так называемые пеллеты – небольшие гранулы переработанного дерева. Затем пеллеты спрессовываются в подходящие по форме и размеру брикеты. По эффективности горения они ничуть не уступают торфу, разработка которого в последнее время значительно сократилась. Еще один несомненный плюс таких заводов – обеспечение безотходности лесообрабатывающей промышленности. Так что перспективы есть и в этом направлении.
– Хотя лесные ресурсы и относятся к категории восполняемых, неконтролируемая их вырубка приводит к критической ситуации, когда в угоду сиюминутной прибыли природе наносится трудновосполнимый урон. Что вы можете сказать о ситуации в Ярославской области?
– Могу ответить однозначно: в нашем регионе такой проблемы нет. В связи с тем, что расчетная лесосека осваивается всего чуть более чем на 20 процентов, о чем мы уже говорили, и одновременно продолжают зарастать запущенные сельхозугодья, общая лесная площадь у нас не только не уменьшается, но и увеличивается.
– Ну, и последнее, о чем невозможно не спросить. Будет ли в России введена частная собственность на лесные угодья?
– В ближайшем будущем нет. Лесным законодательством она не предусмотрена. Лес в России был и остается в собственности государства.