понедельник 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 03 февраля 2007

«Она родилась в музее»

нет фото

Так говорят про Валентину Анатольевну Новожилову коллеги. Доброжелательна и улыбчива, умна и проницательна, спокойна и несуетлива – как раз такой и мы представляем настоящую музейную даму. Выбранному делу предана всей душой – без остатка. Тридцать лет она занимается подготовкой ярославских экскурсоводов – опыт и знания накоплены такие, что в этом равного ей найти трудно. В туристических фирмах города шутят: «Кого готовила не Новожилова – тот не экскурсовод, а самиздат». Но «человеком года» Валентина Анатольевна стала совсем за другие заслуги. Пятнадцать лет назад она возглавила работу по музейной педагогике – тогда делу новому, малопонятному – и сумела в нем преуспеть. В прошлом году именно в этой сфере музей­заповедник выиграл сразу три губернаторских гранта и получил признание на солидном всероссийском музейном форуме – «Интермузее».

автор Марина ШИМАНСКАЯ

 

– Валентина Анатольевна, что же за программы получили такое признание – и областное, и российское?

– В последнее время большое внимание уделяется приемным семьям. В нашей области их уже 260. Вот для них и в помощь им родилась программа «Семья друзей». Другая проблема, с которой мы столкнулись, – отсутствие патриотического воспитания. Восполняет этот пробел программа «Семья. Край. Родина». Любить и беречь можно только то, что знаешь – эта идея лежит в ее основе. И третья программа – «Что нам стоит дом построить»– предназначена для слабослышащих и слабовидящих детей. С этими ребятишками мы работаем давно и успешно, а новую программу для них можно назвать познавательно­патриотической.

– С чего начиналась и как складывалась работа отдела музейной педагогики?

– Отдел музейной педагогики начал работать в сложное время, когда разрушилась идеология государства. Привычные музейные мероприятия уже не годились. Решили сделать упор на просветительские программы, знакомили ребят с историей, культурой и искусством края. Мы сразу начали создавать интерактивные программы. Детей приучали к самостоятельности, они сами по путеводителям знакомились с музейными экспозициями. Знания, которые добыл сам, – самые крепкие. Все помаленьку стало складываться. Но мысль – что еще можно придумать в новых условиях, как работают с детьми в других музеях – покоя не давала. Это привело к тому, что наш музей вошел в международную программу Тасиса. Разработали для детей вместе с голландскими музейщиками программу толерантности. Проблемы детского возраста одинаковы и знакомы всем – и русским, и голландцам. Одна из них – школьные «козлы отпущения» – толстые, рыжие, новенькие. Вот на эти темы и надо было научиться разговаривать с детьми, объясняя им законы человеческого общения, толерантности.

Затем в 90­е годы появились музейные праздники, которые теперь стали традиционными – Масленица с играми, костром, блинами; День птиц с викторинами, соревнованиями, освобождением птиц из неволи; День боевой славы со знакомством с военной техникой и солдатской кашей.

– Есть ли у вас программы­долгожители, которые пользуются наибольшей популярностью?

– Более 10 лет школьники занимаются по программе «Ярославль и ярославцы». Поразительно, что все эти годы с нами сотрудничают одни и те же учителя. В 1999 году мы с этой программой стали лауреатами губернаторской премии.

– Как вы определяете – с какой детской аудиторией работать?

– Музей должен быть открыт для всех детей. Возможно, у кого­то это вызовет удивление, но мы стали первыми в России, кто начал работать с тюрьмами. Колония № 8 хорошо нам знакома. Там сидят малолетние бандиты и убийцы. Долго думала – с чего же начать с ними разговор, чем заинтересовать, взволновать? Спрашивала себя, о чем эти ребята больше всего думают. Наверное, о матери. И начали мы с лекции «Образ Богоматери в иконе». Пришли те, кто хотел – человек 70. В успехе была совсем не уверена. Думала – сейчас сядут – и заговорят, или, еще хуже, захрапят. Но через 10 минут установилась полная тишина. У них были такие глаза – первый раз, наверное, с ними об этом говорили. Я поняла – мы попали в точку.

– Я бы дала вам звание «человек года» не в масштабах музея, а в масштабах города. И не за отдельные программы, а за то, что благодаря вам музей противостоит той пустоте, которая и по сей день зияет на месте рухнувшей идеологии. Теледома, конкурсы красоты, пиво и Кока­Кола – вот что мы имеем вместо идеалов. Кого вы видите своими союзниками в этой, пока неравной борьбе?

– Воспитатели, библиотекари, учителя – вот основа, на которой держится воспитание наших детей. К сожалению, сегодня мало семей, в которых по­настоящему занимаются с ребятами. Пусть сегодня мы в меньшинстве, но сколько есть сил, надо бороться за нрав­ственность и интеллект подрастающего поколения.

– Валентина Анатольевна, беседа с вами не оставляет сомнений – вы прирожденный музейщик. Наверное, с детства мечтали о работе в музее?

– Я мечтала о чем угодно, только не о музее. Мечтала стать космонавтом – родилась на Перекопе, и подвиг землячки очень вдохновлял. Детство мое прошло в самом красивом месте Ярославля – в Петропавловском парке. Думаю, что ни набережная, ни старый центр Ярославля по красоте с ним не сравнятся. Храм необычный – петровское барокко, пруды и какая­то своя, особенная атмосфера. Мне кажется, что эта красота меня и сформировала для работы в музее.

А вообще, была обыкновенной девочкой. Училась, правда, всегда хорошо, мама с папой даже в дневник мой не заглядывали – там всегда были пятерки. Активная была – звень­евая, председатель отряда. Сейчас я поражаюсь, насколько мне всего хотелось, в какие только кружки я ни ходила, чем только ни занималась. Волейбол, коньки, лыжи, кукольный театр.

– А как профессию выбирали?

– В городе было три вуза – медицинский, педагогический, политехнический. Тогда в школах хорошо была поставлена профориентация. Старшеклассников водили и в вузы, и на заводы. Я пришла в мед – упала в обморок при виде трупа. Походили по заводам – мысль стать инженером тоже отпала. Оставался только педагогический. Был набор в группу – химия на английском языке. Мне показалось, что это так необычно, здорово – как раз для меня. В студенческие годы замуж вышла, родила на 5­м курсе. Получила свободный диплом. Поработала пионервожатой, лаборанткой в школе.

Но интереса к работе не было. Однажды попала на экскурсию, и меня совершенно покорила экскурсовод Лариса Соколова. Легкая, молодая, общительная. Не ментор, а приятель. Я тоже решила стать экс­курсоводом. Увидела объявление о наборе на курсы – пришла в музей. Я так серьезно подходила к подготовке своей первой экскурсии! Ездила на троллейбусе – круг за кругом – проговаривала текст. Потом на другом маршруте – тоже учила экскурсию. Когда я ее сдала, мне предложили работу в музее. Мама была категорически против – маленький ребенок, да и что это за профессия. Я же даже не сомневалась – пошла. Уходила из дома рано утром и возвращалась поздно вечером. Сместились жизненные акценты – работа стала важнее семьи. Так началась моя музейная жизнь. Надо сказать, что такой, какая я есть, меня полностью сформировал музей.

– У человека года есть какая­нибудь мечта?

– Моя мечта – детский интерактивный музей. Очень хочется, чтобы в музей приходили семьями, чтобы здесь были разные зоны – отдыха, активных занятий, экспозиции, кафе. Проект такого детского музея есть, но пока нет площадей. Попробовали «обкатать» идею интерактивного музея – построили выставку «Ярмарка». Цель – показать ярослав­ский характер. Чем торговали, как отдыхали. Дети погружаются в другое время, пробуют себя в незнакомых занятиях – складывают поленницу, мелют муку, разыгрывают спектакли. Экскурсию для них проводят в старинных костюмах. За год на «Ярмарке» побывало 12000 человек – это очень неплохая цифра для одного зала. И все­таки я не оставляю идею создания детского музея. Я думаю, что сегодня нельзя рассматривать музей только как туристический центр. Туризм – это хорошо, это деньги. Но если озаботиться культурой земляков – надо работать не только с туристами, но и с родными ярославцами.

Читайте также
  • 14.01.2012 Когда-то дом казался им большим Для Марии и Владимира Афонченко самый большой и самый простой смысл жизни – дети. Их уже пятеро: три сына да две дочки. Но живёт большая семья в
  • 17.11.2011 Ну-ка, «Чайка», привечай-ка! Больше двух с половиной сотен семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, набрались нынче сил на Тутаевской земле благодаря обл
  • 30.03.2011 Из окон – вид на Волгу 17 угличских семей празднуют новоселье. Глава Угличского района Элеонора Шереметьева торжественно вручила счастливчикам ключи от новых квартир. Дом на
  • 21.01.2011 Год начали с новоселий С новоселий начали новый год 51 семья жителей Ростова Великого и 11 семей жителей посёлка Семибратово. Все они стали участниками программы по переселению
  • 23.12.2010 Здоровье, дети и жильё – наше всё! В повестке дня последнего в нынешнем году заседания правительства Ярославской области, состоявшегося вчера, стояло четыре вопроса.  
  • 29.08.2009 Даль Пречистая празднуетЧрезвычайно яркую и насыщенную программу подготовили пречистенцы к 80-летию Первомайского района. С девяти утра до двух ночи будут длиться праздничные
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают