– Валентина Анатольевна, что же за программы получили такое признание – и областное, и российское?
– В последнее время большое внимание уделяется приемным семьям. В нашей области их уже 260. Вот для них и в помощь им родилась программа «Семья друзей». Другая проблема, с которой мы столкнулись, – отсутствие патриотического воспитания. Восполняет этот пробел программа «Семья. Край. Родина». Любить и беречь можно только то, что знаешь – эта идея лежит в ее основе. И третья программа – «Что нам стоит дом построить»– предназначена для слабослышащих и слабовидящих детей. С этими ребятишками мы работаем давно и успешно, а новую программу для них можно назвать познавательнопатриотической.
– С чего начиналась и как складывалась работа отдела музейной педагогики?
– Отдел музейной педагогики начал работать в сложное время, когда разрушилась идеология государства. Привычные музейные мероприятия уже не годились. Решили сделать упор на просветительские программы, знакомили ребят с историей, культурой и искусством края. Мы сразу начали создавать интерактивные программы. Детей приучали к самостоятельности, они сами по путеводителям знакомились с музейными экспозициями. Знания, которые добыл сам, – самые крепкие. Все помаленьку стало складываться. Но мысль – что еще можно придумать в новых условиях, как работают с детьми в других музеях – покоя не давала. Это привело к тому, что наш музей вошел в международную программу Тасиса. Разработали для детей вместе с голландскими музейщиками программу толерантности. Проблемы детского возраста одинаковы и знакомы всем – и русским, и голландцам. Одна из них – школьные «козлы отпущения» – толстые, рыжие, новенькие. Вот на эти темы и надо было научиться разговаривать с детьми, объясняя им законы человеческого общения, толерантности.
Затем в 90е годы появились музейные праздники, которые теперь стали традиционными – Масленица с играми, костром, блинами; День птиц с викторинами, соревнованиями, освобождением птиц из неволи; День боевой славы со знакомством с военной техникой и солдатской кашей.
– Есть ли у вас программыдолгожители, которые пользуются наибольшей популярностью?
– Более 10 лет школьники занимаются по программе «Ярославль и ярославцы». Поразительно, что все эти годы с нами сотрудничают одни и те же учителя. В 1999 году мы с этой программой стали лауреатами губернаторской премии.
– Как вы определяете – с какой детской аудиторией работать?
– Музей должен быть открыт для всех детей. Возможно, у когото это вызовет удивление, но мы стали первыми в России, кто начал работать с тюрьмами. Колония № 8 хорошо нам знакома. Там сидят малолетние бандиты и убийцы. Долго думала – с чего же начать с ними разговор, чем заинтересовать, взволновать? Спрашивала себя, о чем эти ребята больше всего думают. Наверное, о матери. И начали мы с лекции «Образ Богоматери в иконе». Пришли те, кто хотел – человек 70. В успехе была совсем не уверена. Думала – сейчас сядут – и заговорят, или, еще хуже, захрапят. Но через 10 минут установилась полная тишина. У них были такие глаза – первый раз, наверное, с ними об этом говорили. Я поняла – мы попали в точку.
– Я бы дала вам звание «человек года» не в масштабах музея, а в масштабах города. И не за отдельные программы, а за то, что благодаря вам музей противостоит той пустоте, которая и по сей день зияет на месте рухнувшей идеологии. Теледома, конкурсы красоты, пиво и КокаКола – вот что мы имеем вместо идеалов. Кого вы видите своими союзниками в этой, пока неравной борьбе?
– Воспитатели, библиотекари, учителя – вот основа, на которой держится воспитание наших детей. К сожалению, сегодня мало семей, в которых понастоящему занимаются с ребятами. Пусть сегодня мы в меньшинстве, но сколько есть сил, надо бороться за нравственность и интеллект подрастающего поколения.
– Валентина Анатольевна, беседа с вами не оставляет сомнений – вы прирожденный музейщик. Наверное, с детства мечтали о работе в музее?
– Я мечтала о чем угодно, только не о музее. Мечтала стать космонавтом – родилась на Перекопе, и подвиг землячки очень вдохновлял. Детство мое прошло в самом красивом месте Ярославля – в Петропавловском парке. Думаю, что ни набережная, ни старый центр Ярославля по красоте с ним не сравнятся. Храм необычный – петровское барокко, пруды и какаято своя, особенная атмосфера. Мне кажется, что эта красота меня и сформировала для работы в музее.
А вообще, была обыкновенной девочкой. Училась, правда, всегда хорошо, мама с папой даже в дневник мой не заглядывали – там всегда были пятерки. Активная была – звеньевая, председатель отряда. Сейчас я поражаюсь, насколько мне всего хотелось, в какие только кружки я ни ходила, чем только ни занималась. Волейбол, коньки, лыжи, кукольный театр.
– А как профессию выбирали?
– В городе было три вуза – медицинский, педагогический, политехнический. Тогда в школах хорошо была поставлена профориентация. Старшеклассников водили и в вузы, и на заводы. Я пришла в мед – упала в обморок при виде трупа. Походили по заводам – мысль стать инженером тоже отпала. Оставался только педагогический. Был набор в группу – химия на английском языке. Мне показалось, что это так необычно, здорово – как раз для меня. В студенческие годы замуж вышла, родила на 5м курсе. Получила свободный диплом. Поработала пионервожатой, лаборанткой в школе.
Но интереса к работе не было. Однажды попала на экскурсию, и меня совершенно покорила экскурсовод Лариса Соколова. Легкая, молодая, общительная. Не ментор, а приятель. Я тоже решила стать экскурсоводом. Увидела объявление о наборе на курсы – пришла в музей. Я так серьезно подходила к подготовке своей первой экскурсии! Ездила на троллейбусе – круг за кругом – проговаривала текст. Потом на другом маршруте – тоже учила экскурсию. Когда я ее сдала, мне предложили работу в музее. Мама была категорически против – маленький ребенок, да и что это за профессия. Я же даже не сомневалась – пошла. Уходила из дома рано утром и возвращалась поздно вечером. Сместились жизненные акценты – работа стала важнее семьи. Так началась моя музейная жизнь. Надо сказать, что такой, какая я есть, меня полностью сформировал музей.
– У человека года есть какаянибудь мечта?
– Моя мечта – детский интерактивный музей. Очень хочется, чтобы в музей приходили семьями, чтобы здесь были разные зоны – отдыха, активных занятий, экспозиции, кафе. Проект такого детского музея есть, но пока нет площадей. Попробовали «обкатать» идею интерактивного музея – построили выставку «Ярмарка». Цель – показать ярославский характер. Чем торговали, как отдыхали. Дети погружаются в другое время, пробуют себя в незнакомых занятиях – складывают поленницу, мелют муку, разыгрывают спектакли. Экскурсию для них проводят в старинных костюмах. За год на «Ярмарке» побывало 12000 человек – это очень неплохая цифра для одного зала. И всетаки я не оставляю идею создания детского музея. Я думаю, что сегодня нельзя рассматривать музей только как туристический центр. Туризм – это хорошо, это деньги. Но если озаботиться культурой земляков – надо работать не только с туристами, но и с родными ярославцами.