пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 01 февраля 2007

Театр за колючей проволокой

нет фото

Современные женские колонии все больше меняют свой облик. Заключенные в них поют, танцуют, ставят спектакли, участвуют в соревновании и самодеятельности, посещают психолога, венчаются в церкви, шефствуют над детскими домами. А выйдя на свободу... зачастую стремятся вернуться назад.

автор Елена БАТУЕВА

 

В этот зимний день около ворот ивановской «семерки» (как называют в народе ивановскую женскую колонию № 7) наблюдалось необычное столпотворение. Люди в форме и в штатском терпеливо стояли в очереди перед железными воротами, ожидая, когда их пропустят внутрь. В «семерке»... давали мюзикл «Вечера на хуторе близ Диканьки».

В тюремном клубе был анш­лаг – публика забила все проходы. В главных ролях – убийцы, наркоманки и воровки, а в зрительном зале помимо женщин­заключенных, журналисты, администрация УФСИН и других колоний Ивановской области.

На сцене было что посмотреть: такая искренность, такой накал страстей и такая самоотдача! Можно понять актеров: ведь это их первый и последний показ. Несмотря на то, что все роли играли женщины, герои выглядели довольно убедительно. Загримированные под украинских казаков зечки были уморительно­великолепны, и даже танцевальные и музыкальные номера не отдавали самодеятельностью, а смотрелись вполне профессионально и весьма экспрессивно.

Не менее любопытно было наблюдать и за сидящими в зрительном зале. Публика аплодировала, свистела, визжала, подбадривала актрис одобрительными выкриками, а когда на сцену вышли цыганки во главе с бароном в широкополой шляпе, женщины в робах загудели и принялись приплясывать на своих местах.

Администрация колонии отнеслась к такому проявлению эмоций вполне снисходительно, в карцер за нарушение дисциплины никого не определили, а по окончании спектакля начальник колонии выразил артисткам свое восхищение. Правда, вот цветов за колючую проволоку никто принести не догадался, зато желающих взять интервью у исполнительниц главных ролей было предостаточно.

Наверное, ни в одном театре мира образы героев не расходились так резко с личностями актеров, как здесь. Все, кто принимал участие в спектакле, осуждены за тяжкие преступления. Красавица Оксана (Светлана Нагабитьян) отбывает срок за продажу наркотиков, кузнец Вакула ( Наталья Разгуляева) сидит уже третий раз за хулиганство и поножовщину. А режиссер спектакля и культорг колонии Анна Киселева получила 15 лет за убий­ство. Полсрока уже отсидела. Дома ее ждут мама и девятилетний сын. Все годы, проведенные в колонии, она бессменно заведует клубом, является режиссером театра за колючей проволокой и поставила уже несколько спектаклей. На вопрос, почему решила заняться творчеством, Анна ответила так:

– Театр – это своего рода розовые очки. Играя, хоть чуть­чуть отвлекаешься от того, что происходит за стенами клуба. Сидеть мне еще долго, а творчество помогает не мутировать. Ведь на самом деле тюрьма никого не исправляет, не делает лучше или добрее.

Анна ждет досрочного освобождения и мечтает поскорее вернуться к сыну. На вопрос, намерена ли продолжить свою творческую деятельность на свободе, отвечает однозначно:

– Там у меня будут другие дела: надо кормить сына, помогать матери, так что вряд ли для театра останется время.

Творчеством в колонии занимаются на протяжении шести лет. Многие из тех, кто участ­вовал в первом мюзикле – «Собор Парижской Богоматери» – уже освободились. Им на смену пришли другие. Участие в театральных постановках – дело добровольное. Желающих много, несмотря на то, что репетиции проходят вечерами, когда позади восьмичасовой рабочий день, и выкладываться на них приходится на полную катушку, а иначе не добиться желаемого результата.

Танцы здесь ставят сами, без помощи хореографа. Секрет, как это делается, приот­крыла заключенная Ирина Мересьева:

– У нас хорошая видеотека, мы смотрим танцы по телевизору, прокручивая кассету в замедленном темпе, срисовываем движения на бумагу, а затем разучиваем их, отшлифовываем, доводим до совершенства. Девчонки тренируются буквально до изнеможения, зато и результаты потрясающие!

Любимая танцевальная группа в колонии – балет «Тодес», используют также клипы Майкла Джексона, других западных певцов, где есть сценические танцы. Костюмы, декорации – тоже полностью дело рук заключенных.

Актер Ивановского драматического театра, народный артист России Владимир Борисович Белецкий:– Меня пригласили в колонию, чтобы помочь девушкам поставить спектакль. Когда я начал с ними работать, меня поразило, насколько они талантливые, музыкальные и при этом очень дисциплинированные. Все, что я им говорил, схватывали буквально на лету, впитывали, как губка, и работали с большой отдачей. Я видел, как они меняются в процессе нашей совместной работы – становятся более мягкими, контактными, открытыми. Когда я начал с ними работать, они были очень замкнутыми, а потом, почувствовав, что я хочу им помочь, стали оттаивать, начали раскрываться. Даже стали подходить после репетиции и рассказывать о своих семьях, детях, делиться своими проблемами.Я считаю, что такая работа в местах лишения свободы обязательно нужна. Ведь если человек попал в беду, его нельзя отгораживать от жизни. Заключенные должны чувствовать, что жизнь рядом, должны иметь какие­то контакты с внешним миром. Тогда они сохранят свою личность и смогут адаптироваться, когда выйдут на свободу. Если же их полностью отгородить от общества, заключить в этом тюремном замке и дать понять, что они изгои, то ни к чему хорошему это не приведет – они станут неисправимыми.

Кто бы мог подумать, что за колючей проволокой начинают расцветать таланты! Те, кто никогда не пел, здесь обретают голос, кто никогда не брался за кисть, начинают рисовать.

– Тюрьма помогла мне реализовать себя, – считает исполнительница главной роли Светлана Нагабитьян, – здесь я состоялась как личность. Я никогда не думала, что у меня есть такие способности, недооценивала себя, комплексовала. Поэтому, наверное, и связалась с наркотиками. Этот срок для меня – урок на всю жизнь. Через четыре месяца я освобождаюсь и хочу поскорее вернуться домой, заняться делом и доказать всем, что я не потерянный для общества человек.

Администрация колонии тоже замечает перемены к лучшему в своих подопечных.

– С теми, кто задействован в театре, у нас практически нет проблем, – говорит Ольга Николаевна Кузнецова, старший инспектор колонии по воспитательной работе, – к примеру, со Светланой нам было очень трудно, когда она сюда попала – постоянно нарушала режим, вела себя неадекватно. Участие в постановке ее сильно изменило. Сейчас у нас к Светлане практически нет претензий.

Психологи называют этот феномен арттерапией – лечение душевных расстройств при помощи искусства. А ведь человек, совершивший преступление, это в какой­то мере душевнобольной.

Опыт «семерки» подтверждает эффективность данного метода: в прошлом году колония выиграла грант по теме «Нетрадиционные методы работы с заключенными». На эти деньги был поставлен спектакль по произведению Шиллера «Коварство и любовь». Подготовка к спектаклю шла несколько месяцев. Девушки изучали по книгам историческую эпоху, описанную в пьесе, шили костюмы, придумывали декорации.

– Спектакль очень сложный, очень драматичный. О любви, страсти и о преступлениях, на которые она толкает. Особенно он повлиял на тех заключенных, которые играли роли потерпевших, – говорит Ольга Николаевна, – ведь многие девушки отбывают наказание за убийство. После участия в этом спектакле многие по­другому стали оценивать содеянное ими, появились переживания, раскаяние в совершенном преступлении.

Тюрьма в какой­то мере затормаживает развитие, заключенные живут по строгому распорядку, едят готовую пищу, лишены возможности самовыражаться. Поэтому через некоторое время у них наступает некая инфантилизация, они все больше становятся похожими на подростков. А творчество развивает личность, и любая возможность творить дает стимул для роста, самоуважения. Поначалу у многих девушек возникает такая ложная стыдливость – не буду, не умею, не могу. Но постепенно они вживаются в роль, перес­тают кокетничать, и тогда уже наступает время для работы над собой.

Учитывая положительный опыт «семерки», управление исполнения наказаний по Ивановской области решило в минувшем году организовать творческий конкурс среди всех колоний области. В «семерке» к нему готовились очень серьезно. Для постановки спектакля даже приглашали актеров из Ивановского драмтеатра, которые преподавали здесь основы актерского мастерства, сцендвижение, ставили девушкам голос. А студентки текстильной академии рисовали эскизы костюмов.

– Правда, – улыбается Ольга Николаевна, – девушки все равно потом все сделали по­своему!

Считается, что женщине гораздо сложнее, чем мужчине, перенести длительное заключение. А потому администрация «семерки» прилагает немало усилий, чтобы вернуть обществу адекватного человека. С заключенными работают психологи и социальные работники, к ним приходят священники и члены общества ветеранов локальных войн, проводят беседы члены родительского комитета, состоящего из матерей находящихся здесь девушек. Каждый год проводится «родительский день», когда родителям разрешается зайти в зону, посмотреть на те условия, в которых живут их дети. Женщинам­заключенным даже разрешают шеф­ствовать над детским домом и устраивают для них встречи с детьми­сиротами. Да и саму зону по новой моде теперь обтекаемо называют «временным домом», чтобы пощадить психику осужденных.

Но зачастую все эти усилия проходят даром: процент «возвращенок» все­таки довольно большой. Администрация колонии объясняет это тем, что общество порой не хочет принять и простить оступившихся. Хотя и сами они зачастую не готовы распоряжаться своей свободой и даже если в изоляции ведут себя примерно, то на воле нередко вновь погружаются в черную яму пьянства, наркомании, жестокости.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают