Наташа учится на пятом курсе дефектологического факультета ЯГПУ. Сравнительно недавно она увлеклась анимацией.
– На четвертом курсе декан Надежда Вячеславовна Новоторцева организовала научный кружок, – рассказывает наша героиня. – Посвящен он был проблемам воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Студентам необходимо было найти новые средства коррекции интеллектуальной недостаточности ребят. Я решила попробовать увлечь их самодеятельным анимационным кино. Тем более, что за плечами есть диплом об окончании художественной школы.
Базой для апробирования методики стала специальная коррекционная школаинтернат № 82. В роли режиссеров фильмов выступили сами ребята.
– Создается мультик пошагово, – объясняет Наташа. – Есть сценарий с какимлибо сюжетом. Под него делаются бумажные фигурки с разрезными частями. Сначала они крепятся на специальную доску на пластилин. Положение фиксируется видеокамерой в течение трех секунд, затем позы меняются буквально на миллиметр и снова фиксируются. Так до конца сюжета. Потом действия монтируются, накладывается музыка, и кино готово.
Работа, конечно, непростая. Требует не только творческого полета, но и терпения, усидчивости. Однако воплощает ее Наталья с компанией просто потрясающе. Например, швед Эрлин Эриксон, увидев их творения, тут же по доброте душевной раскошелился на видеоаппаратуру, на которой юные аниматоры и сейчас работают.
Наиболее удачным ребята и Наташа считают мультфильм об основании Ярославля.
– С этим фильмом ребята с умственной отсталостью под моим руководством весной провели мастеркласс для одаренных детей. А уже летом на международном фестивале научнотехнического творчества молодежи2006, где принимали участие более полутора тысяч человек, в секции «педагогика» проект занял первое место.
Наташа получила за свой проект президентскую золотую медаль, грамоту от министра образования Андрея Фурсенко ,денежный грант. Но деньги предусмотрительная студентка не потратила.
– Все средства до сих пор лежат на счете. Они мне пригодятся после окончания вуза. Я мечтаю создать свой центр помощи детям, и грант станет хорошим первоначальным капиталом. Но это будет после, а сейчас важнее то, что этот проект очень помогает детям с нарушением интеллекта. Изменения происходят буквально на глазах – ребята начинают быстрее мыслить, лучше запоминать, их речь становится значительно чище и понятнее.
Связывать в дальнейшем свою жизнь с анимацией Наташа не собирается. Наработки она передала студентам третьего курса. Но то, что она успела сделать, заслуживает самых высоких похвал. В образовательной программе интерната создание анимационного кино стало обязательным. И весной каждого года сценаристы, режиссеры и дикторы, в роли которых выступают дети, будут устраивать фестиваль фильмов.
А Наташа тем временем продолжает активно участвовать в студенческих делах.
– На личную жизнь, наверное, и времени не остается? – спросила я девушку. – В выходные дни хоть отдыхаешь?
– Практически нет, – признается Наташа. – По воскресеньям я езжу в Ростов, занимаюсь там восстановлением речи людей, перенесших инсульты. Однажды помогла женщине, так она теперь в знак благодарности мне клиентов «поставляет». Но я не замужем, и времени, слава богу, хватает на все.
Удивительно, как это Наташа все успевает! За годы студенчества она сумела окончить курсы игры на гитаре, выучиться на парикмахера и медицинскую сестру, получила водительские права и начала ездить на подаренной папой «шестерке».
– С этой «шестеркой» у меня уже была одна история, – вдруг вспоминает Наталья. – Во время практики прошлой весной дома звонит телефон. Вся группа и преподаватели взволнованно интересуются, как я себя чувствую. Я недоумеваю – у меня отличное настроение, я как раз собралась поплавать в бассейне.
Оказалось, что моя однофамилица с младшего курса попала в ДТП, а все подумали, что я, и сильно обеспокоились.
Наташа продолжает готовиться к получению диплома, посвященного работе с подростками, больными детским церебральным параличом. Задумывается об аспирантуре. А сегодня ректор ЯГПУ торжественно наградит нашу героиню как лучшего студентаисследователя года.