Тутаевцы, кажется, уже привыкли, что в преддверии праздников в их провинциальном городке открывается то новое кафе, то магазин, то фитнесклуб. Можно сказать, что предприимчивые люди хорошо пекутся о пище телесной. При этом явно забывают, что «не хлебом единым жив человек». Эту истину, видимо, и имел в виду местный предприниматель Сергей Шаронин, когда готовил сюрприз своим землякам – первый номер цветного ежеквартального журнала «РомановБорисоглебская старина». Накануне рождественских праздников его получили библиотеки и городские школы, а читатели могли приобрести журнал в Воскресенском соборе, православной лавке и магазине «Троица».
Идея создания краеведческого, историколитературного издания зародилась у Сергея Шаронина еще летом. А для того, чтобы мечта осуществилась, он обратился за помощью к местным журналистам, краеведам и священнослужителям, которые взялись за работу засучив рукава. Возглавила творческий коллектив единомышленников известный тутаевский краевед Надежда Манерова, главный редактор нового журнала.
Сразу замечу, что ни один из членов редакционной коллегии, ни один автор этого не совсем обычного журнала даже не заикнулись о необходимости оплаты своего труда. Всех воодушевила общая цель – познакомить земляков с историей родного края, помочь им ощутить себя не просто жителями блочных пятиэтажек, а продолжателями славной истории и традиций древнего города на семи холмах.
Уже в первом номере журнала читатели найдут, например, «Страницы истории романовборисоглебского старообрядчества (XVII – н. XX вв.)» – работу студента ЯрГУ имени Демидова Максима Ленского. А рядом материал Сергея Кошелева, старейшего тутаевского краеведа, рассказывающий о роде Сабанеевых и тех представителях его, которые были связаны когдато с РомановБорисоглебском. Литературная зарисовка Виктора Осипова «Осколки прошлого» перенесет читателей в атмосферу левобережного Тутаева, в далекий первомайский день 1932 года.
Не осталось в стороне и поэтическое творчество тутаевцев, вдохновленных красотой родной земли, волжских берегов, своих древних храмов. Их, кстати, можно лицезреть на цветных фотографиях, которых в новом журнале множество, причем очень неплохого качества. Есть и вовсе эксклюзивный материал под рубрикой «Краеведческая находка». Оказывается, в Тутаеве проживал когдато адресат, получавший письма и открытки от Дмитрия Лихачева. О том, что связывало священника Николая Пискановского и знаменитого академика, можно узнать, прочитав материал «Добрые письма». Его подготовили педагог тутаевской средней школы № 7 Татьяна Подшиваленко и ее ученик Николай Федоров.
Есть общая цель, которая объединила всех альтруистов, приложивших усилия к созданию «РомановБорисоглебской старины». Не первый год среди тутаевцев идет разговор о возвращении их городу исконного названия – РомановБорисоглебск. У создателей нового краеведческого, историколитературного издания есть общее мнение по этому поводу: так же, как человек, который получает свое имя при рождении, город должен называться своим родным именем. В этом они видят и политическую, и историческую справедливость.
А чтобы убедить в необходимости ее восстановления остальных земляков, уже в первом номере журнала опубликованы архивные материалы, которые свидетельствуют: выбор имени Тутаев был делом случая. Город, названный когдато в честь трех русских святых, с таким же успехом мог стать и Ленинском, и Разином, и КоммунарСпартаком. Об этом свидетельствует пожелтевший от времени «Протокол торжественного заседания в честь празднования Великой Октябрьской революции 7 ноября 1918 года», где и решалась судьба названия РомановБорисоглебска. А эти и некоторые другие экспромты наряду с нынешним названием Тутаев тоже предлагались в ходе обсуждения вопроса о его наименовании.
Теперь с указанным архивным документом могут познакомиться не только краеведы, но и все читатели нового журнала. Кстати, справка, полученная из Государственного архива РФ (ее ксерокопия приведена в журнале), свидетельствует, что документов об утверждении переименования РомановБорисоглебска Правительством РСФСР не обнаружено. Выходит, что у тутаевцев есть все основания называть себя, например, романовцами, если они жители левого берега, или борисоглебцами, если иметь в виду горожан, проживающих в правобережье. Создатели «РомановБорисоглебской старины» очень надеются, что смогут убедить в этом всех.