– Владимир Викторович, как рассчитываются жилищные субсидии?
– В принципе в этом году действует та же схема, что и в 2006м. Она утверждена постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761. Правила предоставления субсидий являются руководством к действию на всей территории России, тогда как ранее каждый регион сам разрабатывал условия предоставления гражданам субсидий. Сейчас человек имеет право на ее получение, если его расходы на оплату жилищнокоммунальных услуг (ЖКУ) выше максимально допустимой доли платежей на эти цели в совокупном доходе семьи. Это позволяет защитить наименее обеспеченных граждан.
В настоящее время субсидии никак не привязаны к занимаемому жилому помещению, в котором проживает гражданин. Учитывается не метраж квартиры, а социальная норма жилья. В Ярославской области это 33 кв. метра на семью из одного человека, 42 кв. метра на двух человек и 18 кв. метров на членов более многочисленной семьи. Получается, что если одна семья из трех человек проживает в комнате площадью 13 кв. метров, а другая такая же в квартире в 70 кв. метров, то при одном и том же доходе они будут получать одинаковые субсидии. При этом фактически одна семья платит за квартиру в несколько раз больше другой.
Величина расходов граждан в 2006 году рассчитывалась путем перемножения регионального стандарта нормативной площади жилого помещения (социальная норма) на размер регионального стандарта стоимости ЖКУ (в Ярославле в конце прошлого года это было 32 рубля 32 копейки на кв. метр). Получившаяся сумма корректируется с помощью коэффициента, равного отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. То есть если гражданин имеет доход в два раза ниже прожиточного минимума, то допустимая доля оплаты ЖКУ для него в два раза ниже. Надо учитывать, что субсидии сокращаются, если человек уже имеет льготы по квартплате.
– Что же изменилось в этом году?
– Постановлением администрации Ярославской области от 29 декабря 2006 года № 339а «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» по каждому муниципальному образованию установлены пять региональных стандартов стоимости жилищнокоммунальных услуг для разных типов домов вместо ранее существовавшего единого. В федеральных правилах предоставления жилищных субсидий указано, что размер установленного для муниципального образования регионального стандарта оплаты ЖКУ на одного члена семьи может определяться дифференцированно для разных типов домов. Такого разделения у нас в регионе не было. Жители благоустроенных многоквартирных домов, где есть лифт и мусоропровод, платили за квартиру более 1000 рублей, проживающие в индивидуальных домах частного сектора, у которых есть только электроэнергия, газ и, возможно, холодная вода, платили 200 рублей, а субсидии рассчитывались исходя из одной и той же величины стандарта. Теперь все приведено в соответствие с федеральными правилами.
– Как вы оцениваете эти новации?
– Порядок расчета субсидий стал более справедливым. Случались казусы, когда расчетный размер субсидии в индивидуальных домах частного сектора в дватри раза превышал сумму, которую гражданин должен заплатить в этом месяце за ЖКУ. Но размер субсидий не может быть больше фактической оплаты, поэтому гражданин ничего за квартиру не платил. И такие случаи были довольно часты. Но ведь мы с помощью субсидий призваны защищать именно нуждающихся малообеспеченных граждан.
– Бывает, что человек едва ли не всю зарплату или пенсию тратит на квартплату. Возможно ли такое?
– Или этот гражданин не обратился за субсидиями, или же он проживает в жилом помещении, которое в несколько раз превышает социальную норму. Если один человек с невысоким доходом проживает в 3 – 4комнатной квартире, мы ему назначим субсидию, но только исходя из социальной нормы. Зная величину совокупного дохода семьи, число ее членов и тип дома, можно выяснить, может ли гражданин претендовать на субсидию (см. таблицу).
– Областные власти с 2007 года повысили допустимую долю расходов семьи на ЖКУ с 14 процентов до 17. Не приведет ли это к резкому росту квартплаты для определенной части населения?
– С учетом мер социальной защиты, которые приняты в Ярославле, такого быть не должно. В областном центре жилищные субсидии предоставляются с 1994 года и доля допустимых расходов всегда была ниже, чем установленная в России и Ярославской области. Выше 14 процентов планка по городу не поднималась, хотя изначально по стране она достигала 25, а теперь 20 процентов. На уровне субъекта Федерации на текущий год установлен уровень 17 процентов. В отопительный сезон в Ярославле эта доля будет сокращена до 14 процентов. А значит, больше семей смогут получить право на субсидии, причем их размер станет выше. В городском бюджете на 2007 год предусмотрено на дополнительное финансирование субсидий более 21 млн. рублей.
– Но ведь еще в прошлом году в Ярославле в отопительный сезон допустимые расходы семьи на ЖКУ не превышали 10 процентов. Всетаки ктото останется без субсидий...
– Перед принятием решения о повышении планки был проведен анализ ситуации. Выясняется, что одинокий человек, проживающий в многоквартирном доме, имеет право на жилищную субсидию, если его доход – до 10 тыс. рублей. Это три с лишним прожиточных минимума работающего человека. В то же время в Ярославле средний размер зарплаты по крупным промышленным предприятиям составляет около 11 тыс. рублей. Я сомневаюсь, что пенсионер, который не имеет льгот, получает пенсию 10 тысяч.
– Кто составляет основную массу получателей субсидий?
– В 2006 году на долю пенсионеров пришлось 69 процентов. Работающие составляли 22 процента «субсидентов», их доля сокращается. А вот общее число получателей жилищных субсидий в прошлом году в Ярославле достигло 32348 человек (годом ранее 30399). С начала прошлого года данный вид господдержки получили 13,4 процента семей, средний размер субсидии составил 394 рубля в месяц.
– С какого месяца будет происходить перерасчет жилищных субсидий по новым правилам?
– С января этого года. Если субсидии оформлены, то при изменении регионального стандарта стоимости ЖКУ никуда не нужно обращаться, все перерасчеты будут сделаны автоматически. Если человек захочет оформить субсидию, то нужно обратиться в территориальные администрации. При представлении полного пакета документов, предусмотренных правилами, с 1го по 15е число месяца субсидия предоставляется с 1го числа этого месяца, а при представлении документов с 16го числа до конца месяца – с 1го числа следующего месяца. Субсидии предоставляются на полгода. Деньги перечисляются конкретному гражданину через банк или почту.
– Насколько велики очереди за субсидиями?
– Их в принципе не должно быть. Мы частично автоматизировали процесс предоставления субсидий. Гражданам, проживающим в домах, обслуживаемых ДЕЗами, теперь не нужно представлять справку о жилищных условиях, составе семьи и платежам за ЖКУ, а пенсионерам нет необходимости приносить справку о размере пенсии.
Когда число граждан не позволяет принять их в течение дня, мы вводим талонную систему. Чтобы не было очередей, проводятся предварительные собеседования, называются документы, которые требуется представить, назначаются дата и время, когда он должен подойти за начислением субсидии. Те, кого эта система не устраивает, могут обратиться к специалистам, как говорится, в порядке живой очереди, но им приходится ждать дольше.
При возникновении проблем при оформлении документов в районной администрации гражданин может обратиться в отдел жилищных субсидий управления по социальной поддержке населения и охране труда мэрии, телефон 305286.