Сергей Секретарев носит форму синего цвета всего четыре года. Но за это время он успел поработать в прокуратурах Красноперекопского и Кировского районов, в областной, а ровно месяц назад Сергей Александрович занял должность заместителя прокурора Фрунзенского района.
– Несмотря на то, что первое образование у меня экономическое, я с самого детства знал, что буду работать в правоохранительных органах, – говорит Сергей Секретарев. – Можно сказать, что пошел по стопам родителей: они оба всю жизнь служили в милиции. Но в своих силах я сначала сомневался – думал, что не смогу поступить на юридический факультет, и потому решил сначала попытать счастья в сфере экономики. Однако от судьбы не уйдешь – и теперь я в погонах.
– Всетаки это разные профессии: экономист и юрист. Трудно было переключиться с одного на другое?
– Сначала было нелегко, плохо воспринималась юридическая терминология, да и с оформлением документов тоже возникали трудности. Но самое сложное – это участие в судебном заседании. В мои задачи входило доказать обоснованность обвинения и проследить, чтобы наказание назначалось в рамках закона. Да и выступать перед публикой оказалось очень непросто.
– Первое заседание наверняка навсегда осталось в памяти...
– Конечно. Первое дело, которое мне поручили, естественно, было нехитрое: уклонение от уплаты алиментов. И все равно я к нему тщательно готовился, даже несколько раз приходил на заседания, в которых участвовали более опытные коллеги, – учился. Перед своим выступлением речь написал, чтобы не путаться. И, несмотря на это, сбивался постоянно. Уже было решил, что все, ораторствовать никогда не научусь, но спасибо судье, она меня тогда ободрила, только велела говорить поменьше.
– А вы испытывали когданибудь жалость по отношению к подсудимому? Вина доказана, да и он сам признался, а все равно не хочется его за решетку сажать...
– Жаль человека, если он совершил преступление от безысходности, но в массе своей люди преступают закон из корысти. Хотя был у меня такой случай... Обычный мужчина, среднего достатка, простой работяга, но любил иногда выпить. И вот както отправился он в пивнушку и там не поделил чтото с представителем кавказской национальности. Тот позвал на помощь друзей, и они всей компанией нашего работягу избили. А он, решив показать, что тоже не лыком шит, достал нож и начал им угрожать. В общем, приехала милиция, мужичка повязали, вменили ему ст. 119 УК РФ («угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью») и через некоторое время передали дело в суд. Я перед разбирательством его прочитал, вижу, состав преступления налицо. Пришел в зал заседания, а там картина такая: стоит обвиняемый, сам невысокого роста, щупленький такой, хилый, потерпевший же на две головы его выше и в плечах намного шире. Ну, думаю, дела, несерьезно все както. Подсудимый со своими данными даже с одним бы из потерпевших справиться не смог, не то что с несколькими. Почеловечески я его понимал, он за себя хотел постоять, но юридически здесь ничего нельзя было сделать. К счастью, судья ему небольшой срок дала, около шести месяцев. Но все же...
– Припомните самые яркие эпизоды из вашей практики.
– Таких дел несколько. Вот одно из них. Мужчина попал на скамью подсудимых за грабеж: выхватил сумку у старушки, которая гуляла с маленьким внуком. Во время следствия выяснилось, что обвиняемый это сделал по просьбе своего 12-летнего сына, вроде как «на слабо». Мужчине вменили ч. 1 ст. 161 УК РФ («грабеж»), которая предусматривала до четырех лет лишения свободы, но так как он не был судим и имел постоянную работу, в принципе можно было попросить условного наказания. Но поведение обвиняемого в зале суда оказалось просто отвратительным: он постоянно улыбался, отпускал шуточки по поводу своей выходки, в общем, вел себя неподобающим образом. И я в прениях заявил, что подсудимый не осознал, какое дерзкое преступление он совершил, и попросил для него наказания в два года лишения свободы. Именно к такому сроку его и приговорили.
– А «громкие» дела вам встречались?
– Было дело. Не то чтобы громкое, но общественный резонанс вызвало. В одной семье случилось несчастье: пропала 12летняя дочь. Родители искали как могли, в милицию обращались, объявления давали, все без толку. И вот спустя полтора года этой трагедией решил воспользоваться мошенник. Он позвонил отцу ребенка и сказал, что видел в Германии девочку, по описанию очень похожую на пропавшую. Мужчины встретились, и жулик предложил ехать за границу, но отец ребенка посетовал на то, что у него нет загранпаспорта. Тогда мошенник сказал, что сам уладит проблемы с документами, но для этого ему нужны пятнадцать тысяч рублей. Отец девочки согласился и через пару дней передал «доброхоту» половину названной суммы. Тем не менее родители ребенка все же решили подстраховаться и узнали у мужчины название города и улицы, на которой он видел их дочь. Оказалось, что такой улицы просто не существует. Тогдато они и рассказали обо всем милиции. Мошенника взяли. В итоге ему вменили ст. 159 («мошенничество») и приговорили к одному году двум месяцам лишения свободы.
– Сергей Александрович, а вы любите свою работу?
– Конечно. Особенно рад я тому, что благодаря профессии познакомился с многими хорошими людьми, которые никогда не отказывают в помощи. Это и бывший прокурор Красноперекопского района Дмитрий Рубцов, и гособвинители Елена Смирнова, Татьяна Рачинская, Дмитрий Орлов.