Зачем Аникиным эти поросята? Две Симки – рыжая и белая в черных пятнышках. Стоят они в загончике и, словно смутились, прячут пятаки от фотокамеры. Рядом хладнокровно жуют сено две телки. Еле раскочегарили свинушек. И то пришлось Николаю Александровичу ведро с кормом принести. Тогдато рыжая Симка аж на загородку полезла. И заулыбалась. А как иначе, когда морда в каше? Мы раньше думали, что красная свинья – это для красоты сказано. Но, оказывается, есть такая порода красных свиней, дюрок, из Канады вывезена. Чисто мясного направления. Хряк до 350 килограммов может весить, свиноматка – 250. Окрас – от медного до темношоколадного цвета.
В общем, голова может пойти кругом: как Аникины справляются? При том, что Нина Николаевна, хоть и на пенсии, работает на местном свиноводческом комплексе. А она кивает на супруга, вот кто во всем ей опора:
– Мужа такого поискать надо. Уж чемчем, а им я довольна.
Он, кстати, полностью взял на себя заботу о домашней животине: кормитпоит, убирает. Встает в пять утра, будит Свету – ее автобус из Курбы в Ярославль в 6.45 уходит, девчонка в воинской части в охране работает. Разогревает чай. Потом в семь утра будит жену. Та завтракает, и сын Саша отвозит ее на работу на местный свинокомплекс. Моет посуду. А потом и самому пора идти трудиться.
Моя собеседница наблюдает, как супруг дает корм, и замечает:
– Николай Александрович у меня человек тихий. Это я бываю взрывная.
Да уж, видела: хозяйка распалилась, как о житьебытье заговорили. В доме вроде как есть центральное отопление. Только тепла особого нет, хотя семья платит за него три тысячи рублей ежемесячно... Немалую сумму тратят они по статье «содержание и ремонт жилья», а ремонта за два десятка лет ни разу не было.
– Ссоритесь?
– Без этого не бывает, – признается женщина.
Нина работала дояркой в совхозе «Курба», Николай – слесарем. А на досуге на гармони играл, то есть кадр был ценный. У нее, молодой, 25летней женщины, подрастали трое детей – мальчик и две девочки – от первого брака. С Николаем Александровичем они родили еще трех сыновей и четырех дочерей. В 2007 году у четы Аникиных юбилей: тридцать лет, как вместе. Нина вспоминает:
– Всю жизнь трудимся. Я работала дояркой одновременно и на группе коров, и на «родилке» – телят выхаживала. А когда уходила в декрет, муж подменял. Да и не сидела я по полтора года с ребенком. Два месяца – и на ферму.
Рассказывает: дети появлялись на свет легко. Женщины разное ведь говорят, всякие страстимордасти. А она рожала в областной больнице, и ей всегда такие хорошие акушерки попадались!
– Отпуск от силы отсижу. А по больницам не ходим. (Николай Александрович соглашается: последний раз в госпитале лежал, когда служил в армии, в ракетных войсках.) Зарплата нужна была – детей растить, обуватьодевать. Чтоб не хуже других выглядели. Знаете, мы даже помощь от государства не получали. Доход на душу в семье был такой, что пособия детские нам не полагались... С 2002 года получаю неплохую пенсию.
Называет цифру. Удивляюсь: сумма приличная, как если бы сложить две пенсии, что горожанки получают. Так ведь каким потом заработано! А от государства мать десяти детей получила медаль ордена «За заслуги перед Отечеством».
Икон у Аникиных в красном углу не заметила, хотя знаю: ходят они на праздники в церковь соседнего села Васильевского. Но главная святыня в доме – это труд. К нему супруги сызмальства приучены и детей своих воспитывали соответственно. Аникина хвалит своих деток: бывало, сама на работу, а коляску с малышом оставит на старшего сына, восьмилетнего Колю. Он и понянчится, и пеленки постирает. Теперь окончил техникум, выучился на ветеринара. Так же и остальные – старшие воспитывали младших. Как в настоящей крестьянской семье. Мать с гордостью замечает:
– Дети у нас дружные. И самостоятельные. Не пьяниц вырастили – трудятся, зарабатывают. Институтов хоть и не оканчивали, а ума достаточно. И с нами молодые всегда советуются: как поступить, что купить. Дочка Маша стипендию получит – мне конфеты покупает. Свете подарок дадут на работе – мне его везет...
А главное, все при матери. Кто своей семьей зажил в Курбе, кто ездит на работу или учебу в город – все равно вечером дома шестьсемь человек собираются. А уж по выходным сколько тут народу! Еще в большом родительском доме живут сын с женой и дочь с мужем. А также внуки, самые маленькие отпрыски деревенского рода Аникиных – младенцы Ромка и Валерия. Их тоже нужно поставить на ноги, а стало быть, размышляет Нина Николаевна, придется еще потрудиться.
Ну как тут не держать скотинку? Потомуто и стоят на дворе, похрупывают сеном телочки, а в загоне ждут Николая Александровича с вожделенным ведром две Симки, два поросенка – красный и белый. Как символы достойной и сытной крестьянской жизни. И вам, читатели, желаем того же. Дома – полной чаши, здоровья и кучи деток, чтобы в селах и деревеньках, разбросанных среди наших бескрайних полей и лесов, всегда пахло русским духом!