Впику 30-градусному морозу умудрились они принять в непротопленном зале районного Дома культуры гостей из Москвы, Ярославля, Иванова, Шуи, Некрасовского района нашей области. Всех этих людей, очень разных по возрасту и роду занятий, от школьных учителей до предпринимателей, собрал вместе интерес к наследию классика поэзии Серебряного века, выдающегося переводчика Константина Бальмонта. Его творческая биография начиналась в годы его учёбы в Демидовском юридическом лицее выпуском в Ярославле тоненькой книжицы стихов, изданных за счёт автора.
Для руководителя студии «Серебряная лира» Татьяны Соломатиной это вопрос давно решённый, где и как проводить Бальмонтовские чтения и особенно в году нынешнем – 145-летней годовщины поэта. Выпускница Шуйского педуниверситета, она верна увлечению студенческих лет – Бальмонту, о котором молодой Блок говорил, что «до сих пор никто не равен ему в его певучей силе», личности и судьбе прославленного интеллектуала, полиглота и путешественника, первого переводчика «Витязя в тигровой шкуре», первооткрывателя в России таланта американца Эдгара По.
Студия Соломатиной «Серебряная лира», названная так не без влияния музы Бальмонта, стала инициатором два года назад пилотного проекта этих чтений, а теперь, подключив к нему районные власти, заручившись поддержкой Ярославского библиотечного сообщества, отделения Союза писателей РФ и семьи одного из потомков классика – шуйского предпринимателя Михаила Бальмонта, набралась духу придать чтениям статус межрегионального форума.
Три с лишним часа к ряду согревали друг друга стихами, размышлениями о том, как вернуть Бальмонта в русскую культуру библиографы Ярославля и Гаврилов-Яма, филологи Шуйского педуниверситета Вячеслав Океанский и Татьяна Петрова, стихотворцы и барды литобъединений «Подсолнух» (Шуя), ярославских «Волжан», «Откровение» из посёлка Некрасовское, поэт и бард из Москвы Игорь Кулагин.
Правнучатый племянник классика Михаил Юрьевич Бальмонт и заместитель директора шуйской школы № 2 имени К. Д. Бальмонта прокомментировали видеосюжеты о том, как на родине Константина Бальмонта возрождается память о нём.
– Будучи эмигрантом «первой волны», наш прадед ушёл из жизни в нищете и забвении семьдесят лет назад, в декабре 1942 года в пригороде Парижа, захваченного фашистами. Марина Цветаева, обращаясь к русской эмиграции во Франции, ещё при жизни Бальмонта призывала, цитирую: не оставить «несмываемого пятна равнодушия, с которыми она позволяет страдать больному великому поэту». Её призыв услышан не был. В советские времена Бальмонт был фигурой полузапретной. А между тем он говорил, что пришёл, «чтобы увидеть солнце», и вся его поэзия была такой – светоносной. Настало время вернуть её в Россию. Это уже происходит в Шуе – на ежегодных летних мемориальных торжествах. Недавно мы собрали «на огонёк» потомков Бальмонта из двадцати стран мира. Всё очень здорово было и сегодня в Гаврилов-Яме. Наш поклон властям района и «Серебряной лире» – уверен, положено начало традиции таких встреч, будем её поддерживать.