Если считать, что в песне раскрывается душа народа, то звучит эта душа, выходит, по-женски (и на три четверти между тем по-английски). В то время как политическая воля отдана у нас на телевидении президенту, который в эти же дни выступал с посланием и встречался под запись с журналистами. «Шутки юмора» – Ивану Урганту. А интеллект – возможно, никому. Не считать же достижением интеллекта квазиисторические спекуляции юмориста Михаила Задорнова, переквалифицировавшегося в историки-дилетанты («Рюрик. Потерянная быль»). Вот уж – потерянная пыль! Точнее, никогда и не бывшая.
Хотя в последнем случае в лидеры попытался вырваться и ведущий «Вестей недели» Дмитрий Киселёв на «России 1». Его финальный монолог в эфире 16 декабря расшифровала телекомментатор Арина Бородина, и звучал он так: «Но осталась загадка. Знаете, почему на следующей неделе Путин назначил свою итоговую большую пресс-конференцию на четверг?! Именно на 20 декабря?! Подсказка в вопросе. Почему не на 21-е?! Закупившие соль – точно догадались. Тогда, прежде чем «Вести недели» простятся с вами, совет. В четверг, 20-го, в этот важный для всех день, ровно в полдень, включите именно наш канал. Всё показанное и произнесённое будет понятнее. А потом, когда многое произойдёт, уже в следующее воскресенье, где бы вы ни оказались, включите «Вести недели», расскажем всё, как было. И останемся вместе...» Кто-то что-то понял?
С «Голосом» же вообще случился экстраординарный казус. Один из самых популярных в этом телесезоне проектов вышел в прямом эфире: одновременно на всю страну. Совсем как отчёты о главных спортивных событиях и прямая линия Владимира Путина. Народ не поверил, отвыкли. В инете появились сомнения. И тогда Александр Градский с экрана помахал рукой сомневавшейся журналистке...
Навеяло: теоретик электронных медиа Владимир Саппак лет полста назад утверждал, что прямой эфир – это непременная специфика ТВ. В последние годы у нас пошли другим путём. Запись стала средством страховки и применялась уже почти на автомате. Но оказалось, что нет ничего фатального.
На канале этот прямой эфир «Голоса» объясняют тем, что по правилам конкурса впервые выбирать победителей должны были зрители, а не только жюри. Во время эфира на «Первый» поступили 400 тысяч звонков и сообщений. Шоу растянулось и перебрало по времени почти час, но эффект присутствия магнетизировал. Теперь в финале (29 декабря) победителей выберут именно зрители с помощью голосования в прямом эфире.
«Голос» сохраняет лидерство в телерейтингах. Одинаково активно смотрят шоу по пятницам и москвичи, и провинциалы, молодые и старые. На прошлой неделе у «Голоса» была аудитория в 24,5 процента. У Путина с его посланием, кстати, в сумме по двум каналам было 27 – 28 процентов (хотя пишут, что это самый скромный показатель за последние десять лет).
Если судить по сюжетам госканалов, главным мотто путинского выступления стала фраза, ставшая потом поводом для распри и перепалок в сети и в телеэфире. «Мне больно об этом сегодня говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп», – заявил, если помните, президент в Кремле. И ведь как в воду глядел. По крайней мере бури и битвы конца минувшей недели, связанные с «антиМагнитским законом» о сиротах, дали достаточно пищи, чтобы поразмыслить о морали и нравах общества и даре прозорливца. «Уровень нравственности в нашей стране упал ниже плинтуса. Пожалуйста, не опускайте его ещё ниже» – так в своём очередном письме президенту написал по этому поводу другой певец, Андрей Макаревич.
Жаль, что по высокой параболе на важные темы телевизионный разговор выходит редко. Не «Вечерним Ургантом» же единым! Но публичные дискуссии в наше время обычно происходят не на ТВ, а в Интернете. Устали пенять: телевидение как инструмент диалога между обществом, между людьми, группами населения, поколениями сегодня практически не существует. Телевидение само себя боится, боится жизни. Да что там говорить, даже с формированием и обсуждением на ТВ элементарной повестки дня у нас неслыханные проблемы. Не хватает просто нормального, внятного разговора. Словом, как говорил один генсек, мы не знаем страны, в которой живём. Она подменилась ярлыками с однозначным содержанием: Болотная, Уралвагонзавод, Света из Иванова... Мой фейсбучный приятель, прозаик и филолог Алексей Михеев составляет нарастающим итогом словарь таких мемов. Скажем, словарь декабря у него включает такие выражения из актуального словооборота: Амазонки Сердюкова, Белоленточники, Вова, Деоффшоризация, Закон Димы Яковлева, Когнитивный диссонанс, Козлы, Конец света, Мигранты, Неэффективные вузы, Расчехлить мурзилку, Симметричный ответ, Скощуха, Скрепы, Список Магнитского.
Социологи отмечают в уходящем году спад интереса зрителей к дискуссионным ток-шоу. И собеседники одни и те же, и ведущие давно приелись, и общение ведёт не столько к поиску истины, сколько к базарной склоке. А в последнее время случаются уже и потасовки (особенно отличается в них скандалист, писатель и блогер Багиров). Ток-шоу закрываются (как исторические на «России 1» и на Пятом канале), выбывают из прайм-тайма, их сдвигают на более раннее или на более позднее время. К примеру, «Поединок» с Владимиром Соловьёвым выходит уже чуть ли не в полночь.
А пространство прайм-тайма занимают сериалы. Их было больше 150 только на центральных каналах. Бесконечная околожитейская жвачка, бытовая околесица, ретротребуха, криминальные коктейли, в которые лишь по временам врывается свежее дыхание. Вот на что подсажен зритель, в котором заинтересован рекламодатель. Справедливо говорят, что, поскольку аудитория сериалов в основном состоит из тех, кто вырос в советское время и воспринимает советский стиль как нечто знакомое (а часто и ностальгически-привлекательное), то этот стиль и эксплуатируется. Детектив и «советский» сериал – основное, что занимает прайм-тайм и приносит большую часть денег. «Жизнь и судьба» и «Краткий курс счастливой жизни», о которых я уже писал, – скорее исключение из этого правила. Можно отметить и ночной сериал «После школы» на «Первом», который позиционировался как экспериментальный проект (о нём стоило бы поговорить подробнее, но... как-нибудь потом).
По весне спасение виделось нам в Общественном телевидении. Вот там-то, казалось, все и получат право голоса: безумцы и артисты, философы и патриоты. Но идея эта на глазах затухает, скукоживается, хотя в списке медиасобытий года остаётся на высоком месте. То ли премьер Медведев потерял к ней интерес и дело встало, то ли как-то не так, но перспектива ОТВ туманна.
Общественное телевидение проиграло борьбу за телеканал «Звезда» (а планировалось, что он перейдёт в распоряжение нового проекта из ведомства приснопамятного генералиссимуса и дона Жуана Сердюкова). В результате чаемое и взыскуемое просвещённой публикой Общественное телевидение небрежно засунули в кабельный сегмент. Безгневно стерпел обиду назначенный его руководителем Анатолий Лысенко – человек он почтенный и лет весьма преклонных. Привык смиряться пред судьбой.
Поэтому уже неудивительно, что в лидеры телепросмотров в 2012 году вышел канал НТВ. Правда, это такое странное лидерство, что сами журналисты с этого канала говорят о нём застенчиво, слегка даже потупясь. Их достижения – бессмысленные чернуха и треш, агитационный примитив... Вот кто у нас ныне чемпион по ударной дебилизации контингента.
А тем временем на пятки традиционному ТВ наступают новые телевизионные медиа Интернета. Великолепный «Дождь» уже вышел за инетные пределы, его можно получить через спутник. Есть специфический «Реутов-ТВ». Недавно появился «Контр.тв» Сергея Минаева. На очереди – габреляновский «LifeNews»: на сайте скандального ресурса объявлен кастинг ведущих. Скорее всего, аудитория федеральных телемонстров будет постепенно рассасываться, распыляться. Телевидение будущего – это персональный набор каналов и программ, максимально отвечающий личному запросу. Нам предстоит жить в мире, где свободы, возможно, станет больше, а счастья меньше. Или наоборот. Как вам больше нравится.
Гость | 26.04.2014 в 21:01 | ответить0
Ну термин «великолепный» применительно к «Дождю» — очень спорен. Это такое же НТВ, но только наоборот — по промыванию мозгов либеральной интеллигенции и привлечению соответствующего направления рекламы. Канал очень предсказуемый, а потому — не свободный. И мнениям, не совпадающим с мнениями либеральной интеллигенции, там места нет: их если и представляют, то только для того, чтобы поиздеваться — вот, мол, какое тупое быдло у нас еще есть. Зато мы тут все — такие умные и красивые. И вы, наши зрители, такие же. А кто нас не смотрит — те все козлы. Вот и вся суть «Дождя».