Комедия – старейший жанр художественного кино. Но когда мы смотрим комедию и обнаруживаем, что кто-то смеётся, а кто-то нет, нам не нужно объяснять, что у каждого человека своё чувство юмора. И в этом отношении комедия – это всегда выстрел наугад, ибо до публики она может дойти, а может и нет. И если она даже и попадёт в точку, всё равно найдутся люди, которым не понравятся даже самые смешные трюки и остроумные диалоги. И это делает комедию самым трудным жанром в достижении всеобщего успеха у зрителя.
Почти все ранние кинокомики обучались своему ремеслу в цирках, водевилях, мюзик-холлах, пантомимах. Но рассказывать шутки и анекдоты в немом кино они не могли и вызывали смех у публики с помощью жестов и мимики. Этот стиль назывался «слэпстик». Явлением в немой комедии и её королём был Чарли Чаплин. Но он не признавал звукового кино и считал, что комедия должна оставаться немой.
С приходом звука в кино комедия «заговорила». На экран по желанию публики хлынул целый поток разножанровых комедий, перенесённых с театральных подмостков. Знамя американской «комической» подхватили артисты, умевшие сопровождать трюки удачными остротами; жанр комедии острот и эксцентрики стал самым популярным.
Ярко выраженным фиглярством отличались братья Маркс. В «марксовских» лентах (как их называли) заключался мощный заряд безудержной стихии озорного анархического бунта. Всем своим кланом братья Маркс объявили шутовской поход против расхожей ханжеской морали, дутых авторитетов, лжеискусства. Во имя здравого смысла стремились всё перевернуть с ног на голову, сделать этот безумный мир ещё более безумным, но весёлым и праздничным.
Братья Маркс происходили из семьи немецких евреев, эмигрировавших в Америку в конце XIX века. С детства их обучали всему: петь, играть на различных музыкальных инструментах, выполнять разные цирковые трюки, чтобы сделать из оравы непослушных мальчишек группу вундеркиндов. Они начали выступать на Бродвее в шоу-спектаклях.
Каждый из них нашёл индивидуальную комическую маску в кино. Стратегом комедийных эпизодов выступал всегда Граучо. С чёрной щёткой фальшивых усов и неизменной сигарой во рту производил впечатление нагловатого сноба, являя яркую пародию на удачливого бизнесмена. На его долю доставались все самые остроумные реплики, которые сам и придумывал.
Брат Харпо (от слова – арфа) действовал в стиле «немой комической». Выступая в роли безмолвного мима-эксцентрика, творил чудеса и исполнял такие трюки, какие были не по плечу всем остальным братьям. Его задача – всё разрушать и всех дурачить. Но он не немой, он просто не говорит. Но когда берёт в руки арфу, исчезает клоунская маска – перед вами лицо вдохновенного музыканта. Играет он прекрасно. Самый трогательный из братьев.
Чико выступает в образе туго соображающего итальянского эмигранта. В нём удачно соединились наивность и цинизм, детские реакции и повадки бывалого парня. Во всех фильмах демонстрировал безупречное владение фортепиано, играл в эксцентрической манере.
Очень часто братья Маркс давали своим фильмам названия, которые нисколько не отражали их содержания: «Лошадиные перья», «Кокосовые орешки», «Утиный суп», «День на скачках» и др. Фильм «Вечер в опере», пожалуй, единственный, название которого соответствует в некотором смысле тому, что в нём происходит. Снята комедия в 1935 году.
...На гастроли в Америку отправляются артисты Миланского оперного театра. Среди них менеджер Отис Дрифтвуд (один из братьев – Граучо), в его огромном сундуке, который едва умещается в его крохотной канте, обнаруживаются три безбилетных пассажира. После множества приключений компания добирается до Нью-Йорка... Такова фабула, с помощью которой братья Маркс представляют на экране свои остроты, трюки и комические сценки.
Во всех фильмах братьев Маркс присутствует одна команда комических актёров, среди которых актриса Маргарет Дюмонт. Эта высокая полная дама, олицетворяющая собой респектабельность высшего общества, чаще всего попадает в неловкое положение из-за не совсем адекватного поведения братьев. Троица делает всё, чтобы поставить гастроли на грань срыва. Впрочем, устроенный ими хаос неожиданным образом способствует реализации благородной цели – привлечению на сцену подлинных талантов.
В роли поющей пары героев – известный в США оперный тенор и голливудский актёр Аллан Джонс (знакомый по фильму «Двойная игра») и американская певица и актриса Китти Карлайсл.
Братья Маркс продержались на экране вплоть до 1950 года (начав кинокарьеру в 20-х годах). Время всё расставило по своим местам. Лучшие фильмы братьев Маркс («Вечер в опере», «Утиный суп») заслуженно считаются классикой звуковой комедии и не подлежат забвению. В 1993 году Конгресс США признал фильм «Вечер в опере» культурным достоянием и был занесён в Национальный кинорегистр.
До новых встреч, уважаемые зрители, любители кино, в Новом году с новыми киногероями и новыми впечатлениями.
Викторина
Мы предлагаем читателям «Северного края» выиграть два билета на фильм «Вечер в опере». Пользуясь приближением новогоднего праздника, хочется задать совсем простой вопрос в духе новогодней шутки: сколько было братьев Маркс?
Свои ответы вы можете дать по телефону редакции
30-17-64 в пятницу 21 декабря с 15 до 16 часов.
Анна | 14.02.2014 в 15:28 | ответить0
Не знал ранее о братьях «Маркс», но почитать было интересненько
ostrovtaxi.ru