А вместе с великими писателями, музыкантами, певцами уходят их читатели и слушатели. Давно ли богатая домашняя библиотека была предметом зависти и восхищения? А теперь над книгочеями уже впору открыто смеяться, сказал недавно на беседе из цикла «Академия» профессор В. А. Подорога. Да чего там, я сам всё чаще вместо того, чтобы подойти к книжной полке, привычно включаю Интернет и выуживаю оттуда нужную мне информацию. Это XIX век, говорил профессор, был веком победы книги, сейчас на дворе нет времени для вдумчивого сидения перед камином с толстым фолиантом на коленях.
А письма! А искусство переписки… Недавно я получил большое письмо от одного из вымирающего племени сельских интеллигентов – мышкинского мудрого философа и писателя В. А. Гречухина. Вы только представьте, оно было большое, написано настоящим русским языком и, что меня уже совсем доконало, напечатано на машинке. Судя по истёршейся ленте, скоро и у Владимира Александровича этот ресурс навсегда иссякнет. И слово «письмоносец» исчезнет из русского языка, в тонкой сумке на ремне почтальоны будут разве что разносить повестки и счета.
А ведь когда-то даже Её Величество Наука развивалась путём переписки, заметил лектор. Один учёный писал другому, тот отвечал, и в результате появлялась книга, содержащая серьёзное открытие. Ну это ладно, два исследователя гораздо быстрее добьются понимания через Интернет. А вот тем, кто наукой не занимается, грозит настоящая беда.
Мы читали книги, чтобы лучше понять жизнь и самого себя. Через книгу мы открывали мир. Теперь мы ходим в Интернет, чтобы получить информацию. Чтение стало уделом интеллектуальной элиты, говорит Подорога, мы вырастили «аристократию чтения». Большинству же чтение ни к чему. Потому что исчезла (исчезает?), по выражению профессора, «понимательная функция». Мы приучились мыслить в новом режиме. Для чтения просто нет времени, а объём информации захлёстывает, переходит все разумные пределы, мозг просто не успевает принять этот поток, и книжный шкаф беспомощной мухой обречённо барахтается в сетях всемирной паутины. Коллективная память, говорилось на беседе, становится абсолютной. Мы всё больше и больше начинаем мыслить одинаково. Хищно изогнулся над планетой новый виток спирали: когда-то – от варварства к просвещению, а нынче от него – к новому варварству.
Телевидение – совсем не книга, но помочь думать оно всё-таки в состоянии. «Академия» – один из немногих телециклов, стремящихся научить этому необходимому качеству. Особенно отрадно было видеть на экране известного педагога-реформатора, автора интереснейшей теории обучения иностранному языку профессора Г. А. Китайгородскую. Сейчас, когда вся страна бурлит, возмущённо обсуждая наступление Министерства образования и науки на образование и науку, когда гуманитарные знания вытесняются на научную периферию, лекция Галины Александровны прозвучала как глоток чистого воздуха в атмосфере, отравленной бензиновыми парами технологического и педагогического невежества, коррупции, жажды наживы.
Говорят, что нам необходимо не общее, а узкопрофессиональное образование. Видимо, так оно и есть. Так что же, давайте лепить профессионалов? Настроим профтехучилища и станем выпускать техников, грамотных автослесарей, умелых компьютерщиков, толковых строителей? А вузы пусть тоже подтянутся и произведут грамотных инженеров. Замечательно. Вот только вспоминается тут крыловская свинья под дубом: не появятся массово носители всех этих прекрасных профессий без желудей, растущих на гуманитарном древе.
А одно из главных орудий гуманитарного знания – иностранный язык, основное средство познания мира. Как сказал ещё Гёте, человек, не знающий хотя бы одного иностранного языка, не знает и свой собственный. Замечу: послушайте скудную речь современных студентов, и вы легко согласитесь с великим немцем. Про речь школьников и учащихся техникумов я и вовсе умолчу.
Как изучали иностранные языки в советские времена? Мы главным образом читали, переводили и анализировали тексты, притом подобранные так, чтобы если и была там какая-то информация о жизни народов, говоривших на изучаемых нами языках, то преимущественно это были факты об угнетении негров в Америке или о борьбе угнетённых трудящихся за свои права. В школах мы читали написанные по-английски тексты из жизни московской семьи Петровых, изучали по-английски советский герб и флаг. В вузах главное внимание уделялось теоретическим дисциплинам, хотя все прекрасно понимали, что эти знания понадобятся единицам, решившим стать переводчиками или на худой конец вузовскими преподавателями.
Сегодня у нас совершенно другие задачи: нам жизненно необходимо войти в мир европейской (и не только) цивилизации, занять достойное место в мировой науке, уметь читать иностранную литературу, общаться с иностранцами (не так давно за такие контакты можно было и в тюрьму угодить), выезжать за рубеж. И, разумеется, приобщаться к иноязычной культуре. И не из чистого любопытства: продуктивно общаться с представителем другой культуры можно, если ты знаешь особенности менталитета иностранца, а он, этот менталитет, никогда не будет полностью похож на твой собственный. Хочешь жить в дружбе с иностранными соседями, учиться у них и самому иметь возможность чему-то их научить – будь добр, учи соседский язык.
Обратите внимание: малые европейские страны, народы которых сегодня в экономическом (да и политическом) отношении – предмет белой зависти соседей, как правило, говорят на нескольких иностранных языках. Как справедливо замечает проф. Китайгородская, здесь прослеживается явная связь: эти народы сломали языковые барьеры с соседями, они свободно обмениваются любой информацией, для них поехать на учёбу или на работу за границу – не проблема.
Кстати, эти нахальные англичане и американцы изучению иностранных языков уделяют куда меньше внимания. Зачем? Во всём мире теперь активно изучают английский язык, который стал языком межнационального общения. Англоговорящего поймут повсюду, в любой стране. Разве что кроме России, где нередко в школьном аттестате в графе «иностранный язык» стоит прочерк. Да если и преподают язык, то качество преподавания, как говорится, оставляет желать лучшего. А чего вы хотите? Грошовая зарплата школьного учителя привлекает разве что тех, кто навсегда простился с идеей собственного роста и просто стремится поскорее дожить до пенсии.
А мы что-то говорим о необходимости промышленной революции…
Так вот, профессор Китайгородская предлагает новый метод изучения языка, который позволяет быстро и хорошо усвоить любой иностранный язык. Её секреты – максимальное раскрепощение учащегося, личностный, доверительный стиль общения преподавателя и учащегося, раскрытие потенциальных возможностей каждого ученика, в результате – возбуждение интереса к обучению. Ученик понимает, для чего ему нужен язык, видит явные плоды своих усилий.
То есть он-то понимает.
А вот понимает ли это всё министр Ливанов? Кто бы ему объяснил?
nlv | 18.12.2012 в 19:38 | ответить0
Вот ещё одна смерть обрушилась на нашу культуру:
www.kp.ru/daily/26003/2929686/
Земля пухом скромному талантливому артисту!