Не так давно Заволжская управляющая организация получила уведомление от собственников жилья в этой многоэтажке на сто квартир. Без всяких экивоков советы МКД и собственников МКД уведомили УК о расторжении договора управления и попросили перевести деньги на новый лицевой счёт дома, открытый в Сбербанке, а также передать документацию и ключи от общего имущества. К уведомлению был прикреплён протокол общего собрания собственников жилья, подписанный 31 октября председателем совета Натальей Кутыковой и старостой Валентиной Малыгиной.
Протокол как протокол. Вроде всё в нём соответствует букве закона – требованиям Жилищного кодекса к проведению подобных собраний, прописанных в статье 47 ЖК.
Нельзя сказать, что ответ не заставил себя долго ждать. Жильцы получили его только через три недели – 23 ноября. Ответ, подписанный директором ОАО «Управдом Заволжского района» Светланой Чабровой, оказался лаконичным: дескать, ознакомились с протоколом собрания, но он не является основанием для расторжения договора в связи с допущенными нарушениями Жилищного кодекса РФ.
Казалось бы, была без радости любовь, разлука будет без печали. Но нет. Первый заместитель директора Заволжского управдома Владимир Маханов пеняет на несоблюдение процедуры собрания собственников. Есть вопросы: уведомили собственников за десять дней до очного собрания? Записали в реестре правоустанавливающие документы голосовавших участников собрания? И другие тонкости.
Владимир Сергеевич не отказывается:
– Мы за волеизъявление собственников, но против компаний-однодневок. Дом уходит, а потом ни денег, ни услуг! За два года отбили три попытки захвата домов, участвовали в судебных процессах.
По словам Маханова, не дали уйти домам № 34 по улице Машиностроителей и № 18 по Орджоникидзе. Выявили липовые подписи... И вообще, по закону, договор с собственниками дома с Авиаторов, 100, пролонгируется автоматически, так как они не уведомили о расторжении за тридцать положенных по закону дней. А поданное ими уведомление с протоколом недействительно из-за допущенных нарушений...
И всё же почему от управдома уходят? На этот вопрос староста дома Валентина Малыгина отвечает так:
– Там в кабинетах сидит больше сотни человек. А чтобы что-то сделать – годами выхаживаем. Нам, например, всё лето не могли заварить отверстия в мусоропроводе.
Ещё одна давняя головная боль у старосты – разрушаются пилоны лоджий. И тоже вопрос пока в стадии решения.
Подыскали другую управляющую компанию. Она на жилищном рынке работает уже шесть лет. В управлении – девять домов, разные по году постройки – есть старые и относительно новые. Из управленцев здесь два человека: директор и замдиректора. В соседней комнате – слесари, сварщик, электрик и разнорабочий. У всех мобильные телефоны, чтобы координировать выполнение услуги. Жильцы звонят с заявкой прямо руководству, ну а те передают задание в комнату по соседству. Всё просто и мобильно.
К слову, пыталась дозвониться по номеру (многоканальному!) диспетчерской Заволжского управдома 71-02-02 – бесполезно. Хотя, возможно, если посидишь часок за телефоном, то получится...
Ещё смущают людей разговоры о банкротстве управдома. И раздвоении компании. Да-да, Заволжский управдом теперь будет един в двух лицах – юридических: ОАО, которое банкротится, и ЗАО.
Люди там будут работать одни и те же, адрес тот же – на Машиностроителей, 15, корпус 2. Только ЗАО будет «чистеньким», без долгов, которые останутся в ОАО – десятки миллионов рублей долга перед ресурсоснабжающими организациями – за тепло, свет и прочие блага...
Получается, что ОАО, которое банкротится, не отпускает дом. Поправимся: относительно новый дом постройки конца 80-х годов. Зато жители старых двух- и трёхэтажных развалюх на окраинных улочках и закоулках Заволжского района получили от управдома уведомления... о расторжении договора управления с 1 января нового года!
Мы побывали в одном из таких домов на улице Голубятной в Очапках. Слов нет! То, что мы увидели, повергло в уныние: как могут в такой клоаке жить люди? Новоявленный Горький смог бы здесь сотворить пьесу «На дне» на современный лад. Эти дома легче взорвать, чем отремонтировать.
Людям предлагают выбрать непосредственный способ управления. То есть такой, при котором никто ни за что не отвечает: жильцы ухаживают за домом кто во что горазд, а договоры заключают только с газо-, электро-, тепло- и водоснабжающими организациями.
Правда, Светлана Борисовна сообщила в письме жильцам:
– Многоквартирный дом – это сложный архитектурно-инженерный объект, который необходимо надлежащим образом содержать.
И предложила договор на аварийное обслуживание...
Зато одновременно жильцы многоквартирных домов в Заволжском районе, в том числе дома № 100 на Авиаторов, обнаруживают в своих ящиках предложения о заключении договора управления – с ЗАО! Не мытьём, так катаньем – так можно назвать происходящее.
Меж тем стандартный текст договора – с ЗАО – претерпел изменения: в нём более жёсткие условия. Так, уведомление о расторжении необходимо будет теперь направлять не за тридцать, а за шестьдесят дней. Кроме того, при расторжении договора предусматривается что-то вроде неустойки, которую собственники должны будут выплатить компании.
Как стало известно, городские власти уже направили в прокуратуру и госжилинспекцию обращение с просьбой проверить этого двуглавого орла ЗАО – ОАО, вылупившегося «в гнезде» ЖКХ.
Такова одна из драм, которые разворачиваются на подмостках жилищной реформы и навевают много раздумий на тему: верной ли дорогой идём, товарищи? Не пробираемся ли методом тыка по нехоженым тропам? Одно радует: люди становятся грамотней и серьёзней относятся к реализации своих прав. Так что, наверное, куда-нибудь придём...