Об Иване Михайловиче Дееве я писала в «Северном крае» ещё в 2002 году (в статье «Государевы люди» – номер за 4 сентября). Историю его жизни рассказал рыбинский историк Александр Борисович Козлов, который обнаружил в местном архиве формулярный список, раскрывший инкогнито уникального полицмейстера.
Он родился в 1792 году в Пошехонском уезде, в семье мелкопоместных дворян – было у Деевых всего 37 душ крепостных. Уже в четырнадцать лет, как и полагается дворянину, Иван Деев был приписан к службе в Мариупольском гусарском полку в качестве юнкера. Через год его перевели в Александровский гусарский полк и произвели в корнеты. Ему было всего 19 лет, когда во время войны с Турцией в 1811 году Иван Деев, отличившийся в сражении при турецкой крепости Шумли, получил свою первую награду – орден Святой Анны 4-го класса. Ещё одна «Анна» украсила грудь героя после сражения при городе Кобрине в 1812-м. Тогда же он был произведён в штаб-ротмистры и награждён медалью 1812 года. А в 1813 году за отличие при взятии крепости в городе Борисове на реке Березине Иван Деев был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.
Спустя ещё год в чине штабс-капитана Деева переводят в лейб-гвардии Драгунский полк. И тут же снова отличился наш герой – в 1814 году за шесть дел при преследовании неприятеля он получил за военное достоинство королевский прусский пурмелерит – тоже своего рода орден. Но и это не всё – в том же 1814 году Иван Деев награждён медалью «За взятие Парижа», орденом Святой Анны за храбрость, проявленную в сражении при Плесне. За сражение у крепости Крам офицер награждён золотой саблей с надписью «За храбрость», а за разгром неприятеля при Фермаштадте был удостоен монаршего благословения.
В 1816 году Иван Михайлович увольняется с военной службы в чине капитана по болезни. В 1818 году он объявился в Переславле, где поступил на службу в конно-егерский полк. А в 1828 году он назначается полицмейстером в Рыбинск. Через шесть лет шеф рыбинской полиции произведён в полковники и награждён знаком отличия за беспорочную службу в течение 20 лет. А ещё через год по представлению министра внутренних дел Ивану Михайловичу Дееву назначается персональный оклад в размере 1200 рублей (по тем временам очень солидные деньги). Кстати, именно при нём в 1836 году всё содержание рыбинской полиции «возложено на обязанность самого города».
1838 год. Высочайшим повелением рыбинский полицмейстер награждается землёй в размере 1500 десятин. По неточным данным, земли эти лежали к югу от нынешнего железнодорожного вокзала. Во всяком случае именно территорию современного сада имени Кустова в народе называют деевской дачей. На следующий год Иван Михайлович Деев, будучи в возрасте 47 лет, женился. Известно, что наследницей его стала дочь Мария.
В том, что герой Отечественной войны 1812 года Иван Деев не брал взяток, вряд ли можно усомниться. Не таков он был человек. В отличие от своих коллег-землевладельцев Деев сам платил налог за своих несостоятельных крестьян, о чём свидетельствуют документы 1845 года, хранящиеся в рыбинском архиве. Интересно, что в 1849 году об Иване Дееве в своих письмах из Рыбинска писал Иван Аксаков: «Все берут, нет другого общества, и поневоле делаешься снисходительным, говоря, что этот берёт не так, как тот, легче и т. п. А по-настоящему никому из них и руки подать нельзя! Впрочем, здесь, как я вам писал, был один честный человек городничий Деев, теперь в отставке. Зато он известен был как некое чудовищное исключение, неслыханное диво и дрянной городничий».
Иван Михайлович Деев умер 28 августа 1852 года. Его похоронили на кладбище у Георгиевской церкви. Когда храм перестраивался, могила Деева оказалась как раз под алтарной частью храма. На алтаре священнослужители установили памятную доску, но уже в советское время она исчезла.
О Дееве вспомнили в XXI веке, и вот мемориальная доска вновь появилась на стене Георгиевского храма. Как прозвучало на церемонии у стен храма – «в знак глубочайшего уважения к традициям воинства, защитников Отечества и воинов правопорядка». Интересно, что имя единственного на всю Волгу полицмейстера-бессребреника вновь зазвучало перед Международным днём борьбы с коррупцией, которую до небывалых высот подняли нынешние «государевы люди», в том числе из российского воинства и воинства правопорядка.
Гость | 11.12.2012 в 12:41 | ответить1
Бывшие фронтовики в 40-50-е тоже не брали взяток, на каких бы «хлебных» местах они не работали.
гость | 12.12.2012 в 07:28 | ответить0
За всех-то фронтовиков не надо говорить.