Наступил пасмурный и сумрачный декабрь, символизирующий собой ночь года. На отрывном календаре осталось совсем немного листочков, а скоро они вовсе закончатся. День стал такой короткий, что его порой не замечаешь – утренний рассвет переходит в вечерние сумерки. Зимой Солнце ближе всего расположено к Земле, но его лучи скользят по нашей земной поверхности совсем недолго и не согревают её. Наступает время зимнего солнцестояния с самыми длительными ночами и короткими днями, и долгота их день ото дня мало меняется. И в это самое время к нам приходит настоящая русская зима.
Мрачный декабрь – особенный зимний месяц. Для многих из нас это тяжёлый период, но, несмотря ни на что, немало и тех, кто любит декабрь и это время года. Мягкие снега белой скатертью покрывают землю, обновляя всё вокруг. Бывают годы, когда солнце целый месяц ни разу не показывается в хмуром небе. Всё в городе выглядит серо: и дома, и деревья, и люди – как на чёрно-белой фотографии. Городские звуки вязнут в снегах, становясь приглушёнными и далёкими. Лёгкий морозец начала месяца с непривычки слегка пощипывает лицо. Дышится легко и свободно. Приход зимы всегда радостен, как приход чего-то нового, необычного. В природе ощущаются покой, задумчивость, какая-то неторопливость, даже сонливость, и это спокойное состояние передаётся и нам. В душе покой и лёгкая грусть.
В оцепенение, в зимний сон погружается природа, что особенно заметно становится в лесу. Лучше всего встать на лыжи и пройтись по чуть заметным летним тропинкам, разглядывая следы на снегу и прислушиваясь к голосам зимнего леса. Тихо и глухо в это время года здесь. Ели и сосны склонили свои ветви под тяжестью снега, а молодые деревца накинули на себя причудливые белые шапки. Рыхлый и пушистый снег позволяет легко ходить и людям, и обитателям леса. В заснеженном лесу звуки глохнут и устанавливается необычная тишина, какой не встретишь больше в природе. В этой тишине можно расслышать, как с сосны падает отдельная иголочка, в полёте натыкаясь на ветки.
Небогат декабрьский лес звуками. Самым замечательным из них становится крик летящего ворона, такой протяжный гортанный клёкот, который можно услышать только в это глухое время и который чем-то похож на клики домашних гусей. Где-то в чаще иногда резко свистнет дятел да противно закричит сойка, а то невдалеке послышится слабый скрип снегирей, невидимых в ветвях. Шустрые синички, перепархивая с ветки на ветку в поисках корма, висят даже вниз головой и чуть слышно пищат, подавая в стайке свой голос. А вот светленькая длиннохвостая синица, увидев человека, поднимает писк, на который слетаются её сородичи, и вместе они громко начинают возмущаться присутствием постороннего.
В лесу безветренно и тепло. Белые снега выглядят намного светлее, чем свинцовое небо. Деревья и кусты не отбрасывают теней, и всё, что мы видим, становится похожим на мягкий акварельный рисунок, на котором проступают из белых снегов тёмные сосны и ели, и только зеленоватые стволы осин радуют глаз.
Мягкая погода начала декабря, бывало, к концу месяца сменялась трескучими сибирскими морозами, как это было в зиму 1979 года, когда даже облупилась краска на трамваях и автобусах. Тот декабрь установил зимние рекорды, не побитые до сих пор. Зима приходит разная, отчего её величают то матушка-зима, то седая зима или зима-старуха, но чаще говорят: красавица-зима. Для декабря, пожалуй, больше подходит проказница-зима.
Долгие декабрьские ночи не очень пугают и не сильно портят нам жизнь, как ленивый рассвет, который по теперешним временам приходит к нам чуть ли не в полдень. Долго декабрь тянется, но и ему наступает конец.
Впереди – Новый год. Впереди – солнечный январь.
Впереди – новый виток нашей жизни.