Голосистой гармонике в руках красной девицы в русском сарафане по праву радушной хозяйки и выпала честь приветствовать гостей форума – вместе с фольклорным ансамблем общества возрождения русской культуры и традиций «Петропавловская слобода». Разудалая трёхрядка сопровождала и певуний, встречавших гостей из правительства, госдумы области и мэрии редкой старинной ярославской свадебной песней «Месяц по небу, царь по городу...»
Согрев душу раздольной мелодией, мы не преминули поинтересоваться у первой солистки заводной и весёлой «слободы» Надежды Балуевой, кто он такой, «царь» в этой свадебной песне. И получили быстрый ответ, да ещё и с «припевом»:
– Царём или князем называли жениха. Эта песня, записанная нами от старожилов Перекопа, не выпала из свадебного обряда и сегодня, ведь сохранять традицию – значит, согревать её своим дыханием.
«Слобода» приглашает нас в свой павильон на развёрнутой по всему огромному залу выставке-ярмарке этнокультур. Мы приглашение, конечно, немедленно принимаем, но с одобрения улыбчивых хозяев сперва хотим уважить званых гостей издалека. В руках у члена Союза художников России, ювелира и предпринимателя Алихана Ахмедова из всемирно известного аула Кубачи – неописуемой красоты сувенирная сабля в ножнах, украшенных орнаментом из серебра и эмали.
– Такое оружие достойно быть в любом музее, – комментирует наши впечатления полномочный представитель Республики Дагестан в Ярославской области Асланбек Далгатов. – Сувениры из Кубачи украшают стены в семьях Владимира Путина и Дмитрия Медведева, президентов других стран, есть кубачинское оружие, например, у Фиделя Кастро и Уго Чавеса.
Сам Алихан объяснил, что на изготовление такого оружия требуется государственный сертификат, а сувениром, безопасным в пользовании, делает его несложная конструктивная хитрость – на стыке рукояти и лезвия есть разъём, скреплённый сургучом, клинок не закреплён жёстко. На Северном Кавказе называют сувенирные сабли и кинжалы – «оружием, которое служит красоте, а не беде».
Через стенку от Дагестана – Белоруссия, на самом видном месте в павильоне общества русско-белорусской дружбы «Сяброуство» (это слово означает «дружба») стоит похожий на большой букет сноп пшеницы. Он с одного из самых древних славянских праздников «дожинки». Ярославские белорусы каждую осень в Доме-музее Максима Богдановича отмечают праздник последнего снопа. Его в тот день и поставили в красном углу дома-музея, этот сноп – в качестве залога хорошего урожая на будущий год. А пшеничка у наших белорусов не привозная – своя собственная, с дачного участка одного из местных сябров.
Павильон белорусов словно распахнут на все четыре стороны света. На заднике пейзаж со старожилом Беловежской пущи зубром, реликтовым зверем, охраняемым ЮНЕСКО, и аистом в гнезде. Это у нас в России аист – редкая краснокнижная птица, а в Белоруссии на старые гнёзда аисты и цапли, распуганные войной, давно вернулись и больше улетать никуда не собираются. Почему так, растолковала нам заместитель председателя общества «Сяброуство», выпускница Минского университета, биолог по образованию Людмила Федосеенко:
– В Белоруссии сегодня нет незасеянных полей, обработан каждый уголок сельхозугодий, заболоченные участки осушены, превращены в плодородную пашню. В бороздах живут мыши-полёвки, на вымочках – лягушки, первейшее лакомство для аистов, в том числе и для краснокнижного бело-серого стерха.
Из Белоруссии мы транзитом попали... в Таджикистан да прямо в гостиную к красавице Нилуфар. Здесь нас сразу усадили на ковёр за низкий столик попить чайку из пиал со сладкой лепёшкой под названием «нон». Семья многодетная. Знакомимся с малышами – самой младшей по имени Сумия, пятилетней Фаридой и семилетней Фаризой. Все в шикарных праздничных тюбетейках, расшитых народным орнаментом. Ручной работы в этой гостиной всё – ковры, мужские халаты, скатерти.
– Конечно, кроме флага, – показывает на стену с трёхцветным государственным знаменем Республики Таджикистан руководитель национального культурного центра «Саманиды» Рустам Мирзаходжаев. И раскрывает главный секрет этой семьи: детишки из разных семей, не только ярославской, на форум себя показать и других посмотреть съехались они из Москвы и Иванова. Из города Иванова и сама Нилуфар, она третьекурсница сельхозакадемии, учится по специальности «экология».
В конце чаепития Нилуфар, как фокусница в цирке, с таинственным видом откидывает красивый атласный полог, и мы видим резную деревянную колыбель таджиков. Её конструкция, как и орнаменты, мало изменилась со времён их великого соотечественника философа, врача и просветителя Авиценны. Мы чуть тронули колыбель рукой, и она плавно закачалась – по словам Рустама, «в такт колыбельной песне».
Наше путешествие по «Старому городу», многолюдному, как бывает здесь на ярмарках по самым большим праздникам, заканчивалось там же, где и начиналось – на крутухе (на кругу то бишь) в «Петропавловской слободе». Но прежде чем передохнуть от репортёрских хлопот у самовара, мы побыли вольнослушателями в мастер-классах форума. В одном из них ярославские джигиты показывали, как надо отплясывать настоящую вихревую лезгинку – ею испокон веков кончались на Кавказе любые междуусобия.
В другом мастер-классе лидер Ярославского филиала межрегионального общественного движения «Сахаджа йога», экономист по профессии Светлана Шиндяпина учила всех желающих, как самыми общедоступными средствами, без лекарств (притом совершенно бесплатно!), установить тишину в собственной душе и стать, по словам консультанта мастер-класса, «совершенно здоровым и счастливым».
Да и в павильоне «Петропавловской слободы», в декорациях вернисажа фотокорреспондента ассамблеи Марины Козловой «Живая традиция» нам посидеть у самовара, живописно обвешанного баранками, тоже удалось не сразу. А только после того, как посмотрели мы, как ходили наши предки стенка на стенку в полузабытой теперь игре «челнок» фабричных слобожан Ярославской Большой мануфактуры и во всех подробностях рассмотрели восстановленный по образцам из бабкиных сундуков настоящий женский парчовый шугай Ярославского уезда – из сшитой на деньги областного гранта коллекции народного костюма для этногородка «Русский дом».
Ну уж зато наше долготерпение было вознаграждено с истинно русским размахом и хлебосольством – горячей картошечкой в мундире, квашеной капустой с калиной, пирогами с грибами, яблочным вареньем, чёрносмородиновым домашним – настоящим перекопским – морсом!
Гость | 27.11.2012 в 14:25 | ответить0
В этнологическом плане очень полезно для студентов ЯГПИ. А для всех остальных…
Любитель старины | 27.11.2012 в 15:46 | ответить0
А мне показалось интересно!