четверг 21

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 24 ноября 2012

Гитара спасает от одиночества

Это не просто музыкальный инструмент, гитара способна изменить саму жизнь человека, считает наш собеседник

Знакомый читателям «Северного края» по многим публикациям музыкант-гитарист и коллекционер, химик-аналитик по профессии, кандидат технических наук Альберт Москвин стал автором-составителем уникального издания – биографического словаря «Классическая гитара в Ярославле и области (1900 – 2010)». Это и стало поводом для нашего нового с ним разговора.

автор Беседовал Юлиан НАДЕЖДИН.    фотограф Фото Ирины ПИЧУГИНОЙ.

 

– Альберт Фёдорович, первое, что видишь, открывая вашу книгу, – просветлённые и сосредоточенные лица музыкантов. Так и хочется назвать ваш проект «историей ярославской гитары в лицах».

– Я бы только добавил: в лицах и судьбах. Мы с моими друзьями и партнёрами Евгением Крапивинским и Виктором Бурбо собрали около полусотни текстовых портретов тех, кому гитара помогла не потеряться на жизненных перепутьях, найти верных друзей и мудрых наставников, облегчила выбор профессии, помогает в личных и семейных делах.

– Даже так? Гитара в роли сватьи?

– А что тут удивляться. Свадебных сюжетов в нашем справочнике несколько. Один интереснее другого. У Шелеховых он получился длиной в целую жизнь. Анатолий познакомился с Ириной, помнится, в Доме учителя, он играл там в ансамбле, Ирина училась в студии азам гитарного искусства. Не мне вам рассказывать, как музыка раскрывает души, сближает людей. Так много лет назад сложился их дуэт, а когда пришло время, и свадьбу сыграли. Возьму на себя смелость сказать, что чудо-гитара Анатолия, профессионала-виртуоза с юных лет, прибавляла этой семье энергии выживания в самые тяжёлые годы, давала и хлеб насущный. Ирина, всю жизнь проработавшая на вредном производстве, наверняка могла бы кое-что рассказать и про терапевтические свойства гитары. Шелеховы вырастили сына и дочь и оба дружны с музыкой. У другого моего ученика Владимира Фёдорова – своя история. Профессионалом в музыке он не стал, за его плечами техникум, заводские цехи, политех. С будущей супругой Натальей он тоже познакомился благодаря гитаре, недаром же была она с ними и в свадебном путешествии. И маленькой дочке Володя вместо сказок на ночь играл на гитаре. И сейчас эта семья неразлучна с поющей струной и в праздники, и в будни.

– Биографический словарь, конечно, не приключенческая литература, но и в нём, как мы успели заметить, есть драматические истории, когда из-за гитары люди меняли и профессию, и судьбу.

– В этом смысле как раз примечательна судьба Виктора Бекетова. Он ведь закончил Рыбинский авиационный технологический институт с дипломом инженера-металлурга, в перестройку приехал в Тутаев. Когда в недобрый час потерял работу, с гитарой не расстался, укреплял дух, занимаясь дома, играл в клубах. Умудрялся брать частные уроки у рыбинца Леонида Колесова и в Ярославле у Николая Ермолаева. Серьёзный интерес к музыке привёл его в училище культуры. Виктор произвёл там такое впечатление, что на заочном отделении открыли тогда новую специальность – классическая гитара. Три года назад Бекетов училище закончил, теперь преподаёт в Тутаевской школе искусств.

– На одном из фото Бекетов ведёт урок в ДШИ, и мы видим, что его ученица Настя Котышева пришла на занятия... с рукой в гипсе после перелома. «Разве можно такой народ победить!» – читаем в подписи под снимком. Согласны ли вы, что слова столь эмоционального комментария составителя напрямую можно адресовать, к примеру, обоим наставникам Бекетова – и Колесову, и Ермолаеву?

– И не только им одним. Ермолаева гитара привела к «живой этике» Рерихов и духовному просветительству – лет семь назад он уехал из Ярославля и занимается этим, как я слышал, в Москве и Подмосковье. Судьба Колесова после училища при Московской консерватории сделала, может быть, поворот ещё круче. Этого талантливого и очень упорного рыбинца вообще гораздо лучше знают в Европе и Америке, чем в России. Сейчас он профессор консерватории в Кито, столице Эквадора – во как!

– Тут отдельная тема для разговора, но то, что профессорскую должность в Южной Америке принесли ему не на блюдечке, читатели вашего словаря могут судить по пикантной подробности из его биографии: до того, как Колесов стал профессором, он в Кито по ночам развозил на грузовичке хлебушек. К слову, сами вы, Альберт Фёдорович, тоже ведь готовились в профессионалы?

– Слишком сильно сказано. Хотя в мои студенческие годы в Ленинграде я был постоянным читателем нотного отдела Салтыковки, а в студии при клубном «неаполитанском оркестре» руку мне ставили Пётр Исаков, а затем его ученик Лев Андронов.

– Можно о них поподробнее?

– Исаков в молодости в Зимнем дворце учил музыке детей государя императора Николая II, в Гражданскую войну вместе с Собиновым служил в отделе наркомпроса в Севастополе, аккомпанировал ему и Шаляпину в концертах. Андронов тоже мастер с мировым именем, во времена, когда шестиструнка уже не считалась враждебной космополиткой, но ещё была в опале и нуждалась в защите, Андронов играл на публике сочинения крупной формы – например, Концерт для гитары с оркестром Бориса Асафьева, «Большое соло» Фернандо Сора... Это я к тому, что наставники были у меня что надо. Всё, что знал и умел, я в хрущёвскую оттепель и позже постарался передать моему любимому ансамблю в «моториках», с чего и началась в Ярославле «эра классической гитары». Но наука затянула с головой – почти полвека отдал я институту мономеров. А играю для души и когда подходящая компания соберётся.

– В одном интервью нашей газете вы говорили, что гитара для вас «лучше валерьянки», а в ответ на вопрос «Это вы серьёзно?» следовал небольшой устный реферат по гитаротерапии, о том, что Моцарт и Чайков­ский, и не только они, сочиняли в ритмах серд­цебиения, а вибрато струн, совпадая с нашими биоритмами частотой колебаний, приводит в порядок сразу и дыхание, и пульс, и артериальное давление в равной мере исполнителя и слушателя.

– Я и сейчас это могу повторить чуть ли не слово в слово.

– Тогда вопрос на засыпку: где сейчас в Ярославле такую безотказную терапию можно получить?

– В школах искусств классы гитары ведут сейчас около сорока педагогов – цитирую наш справочник. Есть такие классы и в Собиновском колледже (именно его воспитанники запечатлены на нижнем снимке. – Ред.), и в училище культуры, на факультете искусств в Демидовском университете, чья родословная идёт от гитарной студии покойного Олега Кожарского на факультете общественных профессий. Есть цикл гитарных вечеров в музее истории Ярославля. А вот с центром развития гитарного искусства у нас в Ярославле так пока ничего и не получилось.

– Он ведь был даже зарегистрирован?

– В училище культуры даже придумали для него фирменный бренд – ЦЕРАГИС. Принято считать, что состояться

ЦЕРАГИСу помешал кризис 1998 года. Я бы только добавил к этому: можно сколько угодно ссылаться на дефолты и кризисы, но чтобы продвинуть дело, нужен тот, кто, не думая о выгоде, готов ради идеи засучить рукава. В старину такого человека называли импресарио, это же его хлопоты – договоры, программы, залы, билеты, афиши. Сколько труда всё это требует, я на себе испытал, когда единственные в России отмечали мы в нулевые годы нового века 200-летие профессиональной гитары в Испании и России – спасибо, ваш «Северный» внимательно отслеживал акцию на своих страницах. В общем, нужен лидер из молодых, актив, нужны хватка, вдохновение. А пока всё это надо днём с огнём искать, не будет у нас и городского клуба гитаристов.

– Вышедшая книга – это своего рода подведение итогов?

– Не уверен. Дома у меня всё толще становится папка с материалами для другого словаря, под условным названием «Краткий курс истории развития гитары в Европе, России и Ярославле» – попробуем осмыслить себя частью большого сообщества поклонников поющей струны.

– Чем из собранного в вашей коллекции дорожите больше всего?

– Дорожу записями игры выдающихся гитаристов всех поколений, таких файлов в моём компьютере за тысячу. Есть нотная библиотека, коллекция самых популярных школ-самоучителей, в диапазоне авторских имён от Пухоля, Агафошина, Иванова-Крамского до российских составителей новых поколений. Из документов назову рукописный приказ по Ярославской филармонии, датированный июнем 1944 года, – о зачислении в штат в «кач. артиста» Исакова Петра Ивановича.

– Того самого?

– В годы войны маэстро оказался в Ярославской области в эвакуации, был директором даниловского Дома культуры, а затем про него узнали в филармонии или он сам там объявился. Неисповедимы пути господни. Автографа Петра Ивановича у меня нет, по молодости не позаботился о том. Зато имеются дарственные подписи на снимках всех выдающихся гитаристов, за последние полвека приезжавших на гастроли в Ярославль. Особенно дорожу автографом аргентинца Мануэля Лопеса Рамеса, сторонника стиля «чувственной гитары». Его автограф был не просто данью вежливости – напут­ствием моему ансамблю в дорогу.

– Поговорить о том, как связаны с гитарой ваши научные интересы, придётся нам, Альберт Фёдорович, в другой раз. Но среди них – наука о науках, науковедение, и потому читатели не простят мне, если я не спрошу вас о том, что продолжает так будоражить вузовское и научное сообщества – недавнее министерское тестирование, по итогам которого у трёх ярославских вузов обнаружены «признаки неэффективности».

– Если, как я слышал, выводы сделаны только по пяти признакам, причём главным образом финансово-экономическим, то мне слегка напоминает это практику подведения итогов соцсоревнования научных лабораторий в нашем институте. Победителя определяли по среднему баллу, а этот балл исчислялся из суммы, которая выводилась по совершенно разной значимости оценкам – за научные труды, общественную активность, участие в художественной самодеятельности и так далее. У кого средний балл больше, тот и молодец. Будь моя воля, я бы определял, что каждый вуз значит по жизни, ставя во главу угла ответы на три главных вопроса: где лучше учат, кто нужнее на рынке труда и какой вуз ближе к науке.

– Альберт Фёдорович, тот экземпляр справочника, что приготовили вы для редакции, оказался с секретом. В книгу вложено некое приложение, озаглавленное так: «Чувство Ю», что легко расшифровывается как «чувство юмора». Предлагаете нам на прощание его проверить?

– Да ну что вы. Всё гораздо проще. Хочу, чтобы на прощание мы обменялись улыбками.

– Хорошо, согласны. Избранное из вашей знаменитой коллекции афоризмов и шуток поступает на нашу читательскую экспертизу. Тут, смотрим, найдётся что почитать, уму-разуму учат нас и Марк Твен, и Василий Ключевский, и Лев Толстой, и Фаина Раневская, и даже... товарищ Сталин. Предлагаем нашу беседу в тему и закончить: крылатые слова и выражения про гитару есть?

– Найдём. Приведу пару по контрасту, одно сугубо лирическое, другое наоборот. Итак, «Если есть гитара в доме, в нём уютно и тепло» – это Булат Окуджава.

– Золотые слова. А что по контрасту?

– Такое высказывание в прозе неизвестного автора: «Знаете ли вы, что наличие гитары автоматически превращает обыкновенную выпивку в фестиваль бардов?»

– Спасибо, теперь будем знать.

Читайте также
  • 29.12.2012 Это не их, а моя газета Сколько себя ни помню, всегда слышала при каких-то проблемах: «Позвоните в «Северный край»?!», «Будем жаловаться в
  • 27.12.2012 Письма в поддержку газеты «Северный край» В редакции «Северного края» не умолкают телефоны: читатели не хотят ликвидации газеты в её нынешнем формате. Стали приходить и первые письма.
  • 26.12.2012 Олеся МИХЕЙКО: «Я хочу быть звёздочкой в декабре…» «Родилась. Росла. Писала. Училась. Побеждала. Боялась. Пробовала. Стирала. Бросала. Приходила. Уходила. Пыталась. Писала. Стирала. Сдавала. Поступила.
  • 12.12.2012 Кое-что о вреде модных слов Появление в газете нового, независимо мыслящего автора – по нынешним временам большая редкость. Однако, слава Богу, случается и такое. В номере «Северного
  • 01.12.2012 3 декабря – Международный день инвалидов Дорогие друзья! Международный день инвалидов – особый для каждого человека, этот день – напоминание всем нам о том, что рядом живут люди, которым особенно трудно в жизни.
  • 28.11.2012 Одна из старейших сельских школ В конце ноября в Пошехонском районе пройдут праздничные мероприятия, посвящённые 145-летию Вощиковской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза А.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают