– Альберт Фёдорович, первое, что видишь, открывая вашу книгу, – просветлённые и сосредоточенные лица музыкантов. Так и хочется назвать ваш проект «историей ярославской гитары в лицах».
– Я бы только добавил: в лицах и судьбах. Мы с моими друзьями и партнёрами Евгением Крапивинским и Виктором Бурбо собрали около полусотни текстовых портретов тех, кому гитара помогла не потеряться на жизненных перепутьях, найти верных друзей и мудрых наставников, облегчила выбор профессии, помогает в личных и семейных делах.
– Даже так? Гитара в роли сватьи?
– А что тут удивляться. Свадебных сюжетов в нашем справочнике несколько. Один интереснее другого. У Шелеховых он получился длиной в целую жизнь. Анатолий познакомился с Ириной, помнится, в Доме учителя, он играл там в ансамбле, Ирина училась в студии азам гитарного искусства. Не мне вам рассказывать, как музыка раскрывает души, сближает людей. Так много лет назад сложился их дуэт, а когда пришло время, и свадьбу сыграли. Возьму на себя смелость сказать, что чудо-гитара Анатолия, профессионала-виртуоза с юных лет, прибавляла этой семье энергии выживания в самые тяжёлые годы, давала и хлеб насущный. Ирина, всю жизнь проработавшая на вредном производстве, наверняка могла бы кое-что рассказать и про терапевтические свойства гитары. Шелеховы вырастили сына и дочь и оба дружны с музыкой. У другого моего ученика Владимира Фёдорова – своя история. Профессионалом в музыке он не стал, за его плечами техникум, заводские цехи, политех. С будущей супругой Натальей он тоже познакомился благодаря гитаре, недаром же была она с ними и в свадебном путешествии. И маленькой дочке Володя вместо сказок на ночь играл на гитаре. И сейчас эта семья неразлучна с поющей струной и в праздники, и в будни.
– Биографический словарь, конечно, не приключенческая литература, но и в нём, как мы успели заметить, есть драматические истории, когда из-за гитары люди меняли и профессию, и судьбу.
– В этом смысле как раз примечательна судьба Виктора Бекетова. Он ведь закончил Рыбинский авиационный технологический институт с дипломом инженера-металлурга, в перестройку приехал в Тутаев. Когда в недобрый час потерял работу, с гитарой не расстался, укреплял дух, занимаясь дома, играл в клубах. Умудрялся брать частные уроки у рыбинца Леонида Колесова и в Ярославле у Николая Ермолаева. Серьёзный интерес к музыке привёл его в училище культуры. Виктор произвёл там такое впечатление, что на заочном отделении открыли тогда новую специальность – классическая гитара. Три года назад Бекетов училище закончил, теперь преподаёт в Тутаевской школе искусств.
– На одном из фото Бекетов ведёт урок в ДШИ, и мы видим, что его ученица Настя Котышева пришла на занятия... с рукой в гипсе после перелома. «Разве можно такой народ победить!» – читаем в подписи под снимком. Согласны ли вы, что слова столь эмоционального комментария составителя напрямую можно адресовать, к примеру, обоим наставникам Бекетова – и Колесову, и Ермолаеву?
– И не только им одним. Ермолаева гитара привела к «живой этике» Рерихов и духовному просветительству – лет семь назад он уехал из Ярославля и занимается этим, как я слышал, в Москве и Подмосковье. Судьба Колесова после училища при Московской консерватории сделала, может быть, поворот ещё круче. Этого талантливого и очень упорного рыбинца вообще гораздо лучше знают в Европе и Америке, чем в России. Сейчас он профессор консерватории в Кито, столице Эквадора – во как!
– Тут отдельная тема для разговора, но то, что профессорскую должность в Южной Америке принесли ему не на блюдечке, читатели вашего словаря могут судить по пикантной подробности из его биографии: до того, как Колесов стал профессором, он в Кито по ночам развозил на грузовичке хлебушек. К слову, сами вы, Альберт Фёдорович, тоже ведь готовились в профессионалы?
– Слишком сильно сказано. Хотя в мои студенческие годы в Ленинграде я был постоянным читателем нотного отдела Салтыковки, а в студии при клубном «неаполитанском оркестре» руку мне ставили Пётр Исаков, а затем его ученик Лев Андронов.
– Можно о них поподробнее?
– Исаков в молодости в Зимнем дворце учил музыке детей государя императора Николая II, в Гражданскую войну вместе с Собиновым служил в отделе наркомпроса в Севастополе, аккомпанировал ему и Шаляпину в концертах. Андронов тоже мастер с мировым именем, во времена, когда шестиструнка уже не считалась враждебной космополиткой, но ещё была в опале и нуждалась в защите, Андронов играл на публике сочинения крупной формы – например, Концерт для гитары с оркестром Бориса Асафьева, «Большое соло» Фернандо Сора... Это я к тому, что наставники были у меня что надо. Всё, что знал и умел, я в хрущёвскую оттепель и позже постарался передать моему любимому ансамблю в «моториках», с чего и началась в Ярославле «эра классической гитары». Но наука затянула с головой – почти полвека отдал я институту мономеров. А играю для души и когда подходящая компания соберётся.
– В одном интервью нашей газете вы говорили, что гитара для вас «лучше валерьянки», а в ответ на вопрос «Это вы серьёзно?» следовал небольшой устный реферат по гитаротерапии, о том, что Моцарт и Чайковский, и не только они, сочиняли в ритмах сердцебиения, а вибрато струн, совпадая с нашими биоритмами частотой колебаний, приводит в порядок сразу и дыхание, и пульс, и артериальное давление в равной мере исполнителя и слушателя.
– Я и сейчас это могу повторить чуть ли не слово в слово.
– Тогда вопрос на засыпку: где сейчас в Ярославле такую безотказную терапию можно получить?
– В школах искусств классы гитары ведут сейчас около сорока педагогов – цитирую наш справочник. Есть такие классы и в Собиновском колледже (именно его воспитанники запечатлены на нижнем снимке. – Ред.), и в училище культуры, на факультете искусств в Демидовском университете, чья родословная идёт от гитарной студии покойного Олега Кожарского на факультете общественных профессий. Есть цикл гитарных вечеров в музее истории Ярославля. А вот с центром развития гитарного искусства у нас в Ярославле так пока ничего и не получилось.
– Он ведь был даже зарегистрирован?
– В училище культуры даже придумали для него фирменный бренд – ЦЕРАГИС. Принято считать, что состояться
ЦЕРАГИСу помешал кризис 1998 года. Я бы только добавил к этому: можно сколько угодно ссылаться на дефолты и кризисы, но чтобы продвинуть дело, нужен тот, кто, не думая о выгоде, готов ради идеи засучить рукава. В старину такого человека называли импресарио, это же его хлопоты – договоры, программы, залы, билеты, афиши. Сколько труда всё это требует, я на себе испытал, когда единственные в России отмечали мы в нулевые годы нового века 200-летие профессиональной гитары в Испании и России – спасибо, ваш «Северный» внимательно отслеживал акцию на своих страницах. В общем, нужен лидер из молодых, актив, нужны хватка, вдохновение. А пока всё это надо днём с огнём искать, не будет у нас и городского клуба гитаристов.
– Вышедшая книга – это своего рода подведение итогов?
– Не уверен. Дома у меня всё толще становится папка с материалами для другого словаря, под условным названием «Краткий курс истории развития гитары в Европе, России и Ярославле» – попробуем осмыслить себя частью большого сообщества поклонников поющей струны.
– Чем из собранного в вашей коллекции дорожите больше всего?
– Дорожу записями игры выдающихся гитаристов всех поколений, таких файлов в моём компьютере за тысячу. Есть нотная библиотека, коллекция самых популярных школ-самоучителей, в диапазоне авторских имён от Пухоля, Агафошина, Иванова-Крамского до российских составителей новых поколений. Из документов назову рукописный приказ по Ярославской филармонии, датированный июнем 1944 года, – о зачислении в штат в «кач. артиста» Исакова Петра Ивановича.
– Того самого?
– В годы войны маэстро оказался в Ярославской области в эвакуации, был директором даниловского Дома культуры, а затем про него узнали в филармонии или он сам там объявился. Неисповедимы пути господни. Автографа Петра Ивановича у меня нет, по молодости не позаботился о том. Зато имеются дарственные подписи на снимках всех выдающихся гитаристов, за последние полвека приезжавших на гастроли в Ярославль. Особенно дорожу автографом аргентинца Мануэля Лопеса Рамеса, сторонника стиля «чувственной гитары». Его автограф был не просто данью вежливости – напутствием моему ансамблю в дорогу.
– Поговорить о том, как связаны с гитарой ваши научные интересы, придётся нам, Альберт Фёдорович, в другой раз. Но среди них – наука о науках, науковедение, и потому читатели не простят мне, если я не спрошу вас о том, что продолжает так будоражить вузовское и научное сообщества – недавнее министерское тестирование, по итогам которого у трёх ярославских вузов обнаружены «признаки неэффективности».
– Если, как я слышал, выводы сделаны только по пяти признакам, причём главным образом финансово-экономическим, то мне слегка напоминает это практику подведения итогов соцсоревнования научных лабораторий в нашем институте. Победителя определяли по среднему баллу, а этот балл исчислялся из суммы, которая выводилась по совершенно разной значимости оценкам – за научные труды, общественную активность, участие в художественной самодеятельности и так далее. У кого средний балл больше, тот и молодец. Будь моя воля, я бы определял, что каждый вуз значит по жизни, ставя во главу угла ответы на три главных вопроса: где лучше учат, кто нужнее на рынке труда и какой вуз ближе к науке.
– Альберт Фёдорович, тот экземпляр справочника, что приготовили вы для редакции, оказался с секретом. В книгу вложено некое приложение, озаглавленное так: «Чувство Ю», что легко расшифровывается как «чувство юмора». Предлагаете нам на прощание его проверить?
– Да ну что вы. Всё гораздо проще. Хочу, чтобы на прощание мы обменялись улыбками.
– Хорошо, согласны. Избранное из вашей знаменитой коллекции афоризмов и шуток поступает на нашу читательскую экспертизу. Тут, смотрим, найдётся что почитать, уму-разуму учат нас и Марк Твен, и Василий Ключевский, и Лев Толстой, и Фаина Раневская, и даже... товарищ Сталин. Предлагаем нашу беседу в тему и закончить: крылатые слова и выражения про гитару есть?
– Найдём. Приведу пару по контрасту, одно сугубо лирическое, другое наоборот. Итак, «Если есть гитара в доме, в нём уютно и тепло» – это Булат Окуджава.
– Золотые слова. А что по контрасту?
– Такое высказывание в прозе неизвестного автора: «Знаете ли вы, что наличие гитары автоматически превращает обыкновенную выпивку в фестиваль бардов?»
– Спасибо, теперь будем знать.