Само слово «костёр» означает горящие ветки, сложенные в груду, и произошло оно от слова «костра», обозначающее одеревеневшие ветви. И наш ближайший сосед, город Кострома, имеет однокоренное название со словом «костёр», потому что получило своё имя, по одной из версий, как мне кажется наиболее правдоподобной, от названия реки Кострома, текущей из ветвей, из дебрей лесов, где располагалось в древности Галичское княжество. Интересно, что до сих пор на лесосеках ветки срубленных деревьев, сложенные в кучи, называют кострами, хотя их обычно и не поджигают.
Костёр – вечный спутник человека, потому что только с его теплом люди смогли жить в наших суровых краях. Сегодня по древним кострищам учёные определяют возраст стоянок первобытного человека. Да и сейчас во многих случаях нам невозможно обойтись без костра. Стоит запалить его в лесу, в поле или даже на болоте, и ты уже чувствуешь себя здесь как дома, и это место сразу становится обжитым. Костёр и обогреет, и накормит, и спать уложит.
Помнится, как мы мальчишками убегали подальше от дома, чаще всего на речку, жечь костры, где варили в котелке молодую картошку, круто посолённую, или пекли её в золе. Потом ели ароматные подгоревшие картофельные клубни, обжигая при этом руки и губы. Любимым занятием было печь над углями кусочки хлеба, нанизанные на палочки. Это были самые первые памятные моменты в жизни, когда у горящих костров мальчишки чувствовали себя самостоятельными и чуть ли не взрослыми.
Раньше в пионерских лагерях в конце смены всегда устраивали грандиозный прощальный костёр, который дети ждали больше всего, и это становилось самым ярким воспоминанием о летнем отдыхе. Сегодня в детских оздоровительных лагерях сохраняют традицию завершать смену костром, который ребята всегда ждут – не дождутся.
В народе с древних времён сохранились языческие обычаи отмечать кострами некоторые события и природную смену времён года. Так, в короткую летнюю ночь на 7 июля, в солнцеворот, отмечают слившиеся воедино языческий и христианский праздники Ивана Купалы, жгут костры, через которые прыгают, водят хороводы и купаются в реках. Вспоминается незабываемое зрелище в ночь на Ивана Купалу на Рижском взморье, где на песчаных пляжах излучины моря виднелись десятки костров, которые огненным ожерельем охватывали залив, исчезая вдали у самой линии горизонта.
Проводы Масленицы, начало православного поста совпадают с языческим праздником встречи весны. При этом обычно жгут большие коллективные костры в городах и сёлах. В некоторых районах Ярославля для проводов Масленицы свозят в одно место старые автомобильные покрышки, которые потом долго горят в гигантском пламени. Один из таких костров всегда жгут в Дядькове, на берегу Дунайки, где собираются жители микрорайона судостроительного завода.
Многообразие костров велико. Походные туристические – особая категория. Они объединяют даже случайный коллектив в «тесный круг друзей». Так и представляются в ночи высокие языки пламени, высвечивающие одухотворённые лица, и вспоминаются задушевные туристические песни, так сближающие людей.
Некоторые из нас любят, хотя бы изредка, встречать Новый год в зимнем лесу. В свете костра, раздвинувшего ночную темь, величаво проступает притихший, засыпанный снегами, таинственный и загадочный лес. В такую ночь в отсветах метущегося трепетного пламени воображение наполняет тёмный лес сказочными существами, и здесь легко верится в чудеса, Деда Мороза и Снегурочку.
Небольшой костерок, который разжигают для того, чтобы погреться, ласково называют теплинкой. Так, часто можно видеть, как пастух привычно распаляет теплинку в одном и том же месте, где день ото дня отдыхает или долго пасётся стадо.
Охотничьи и рыбацкие костры – особенные, потому что должны позволять ночевать около них в разное время года, в любую погоду. Такие костры должны гореть медленно и долго, а дрова не стрелять тлеющими углями. Ночь, проведённая в лесу у охотничьего костра, необыкновенно поэтична и наполнена неизгладимыми впечатлениями.
В Отечественную войну целых четыре года наши солдаты на фронте жили с кострами. Не счесть песен и стихов, где вспоминается и прославляется обыкновенный костёр, такой близкий для души каждого человека.
Мы знаем, что сваренные на костре уха, борщ, да и любое другое блюдо заметно вкуснее, чем приготовленные в других условиях, несмотря на то, что слегка отзывают дымком. Только из русской печи пища такая же вкусная, возможно оттого, что и в ней тихо горит костёр.
Люди давно завели очаг у себя прямо в доме. В курной избе костёр горел посреди жилища, а дым выходил в отверстие на потолке. Позднее огонь укротили, заковав в каменные и кирпичные своды. Если заглянуть в топящуюся деревенскую русскую печь, то можно разглядеть ленивые языки пламени, облизывающие поленья костра. В городских квартирах некоторые люди обзаводятся камином, и тогда, сидя в удобном кресле у открытого огня, они испытывают те же трепетные чувства, которые возникают и у костра под открытым небом.
Всем нам приходилось задумываться: а чем же так дорог костёр и памятно то время, которое мы около него проводили? Во многом ответы на такие вопросы будут похожи. Горящий огонь нас завораживает, и на него можно смотреть неотрывно и долго, как и на струящуюся воду.
Нам приятно, когда пахнет дымком, как потрескивают смолистые дрова, как искры в ночи улетают ввысь, прямо к звёздам. У костра, особенно у ночного, люди притихают, задумываются и уходят в себя. Такая вот у костра магическая сила. Интересно, что думы, которые возникают у живого огня, похожи на те, что приходят в голову, когда глядишь на звёздное небо. Костёр будоражит чувства, располагает к философским размышлениям, заставляя задумываться об истоках человеческой жизни, уходящих к далёким предкам.
Мы любим костёр, где жарко полыхает огонь, раздвигая светом пространство, и где нам радостно находиться в кругу близких людей. Оттого, по-видимому, нас так волнует это волшебное слово – костёр.
Читатель | 16.11.2012 в 17:44 | ответить0
Все очень поэтично, кроме горящих автомобильных покрышек. Это не костер, это какая-то дикость, когда люди сжигают покрышки и вдыхают черный удушливый дым, вредя и себе, и природе.
Леонид Губанов | 17.11.2012 в 19:49 | ответить0
Особенно интересны зимние охотничьи костры — это целая наука.
Вообще огонь, костры, всегда использовали наши Предки Славяне-Язычники. Даже похороны не обходились без погребального костра.
Крада — погребальный костёр у славян (Славянское слово «крада» означает жертвенный огонь). Костёр выкладывается в виде прямоугольника, высотой по плечи человека или выше. Домовина (гроб) делается в виде ладьи, лодки, причём нос «ладьи» ставят на закат Солнца. Внутренность крады набита легковоспламеняющейся соломой и ветками. Покойника одевают во всё белое, закрывают белым покрывалом, кладут в домовину дары (подарки) и поминальную еду. Покойник должен лежать ногами на запад. Краду поджигает старейшина, либо Волхв (Жрец), оголившись по пояс и стоя спиной к краде.
Сейчас костры используют в проведении своих обрядов Родноверы, Язычники, Православные староверы-инглиинги и другие Русские Язычники.