С интересом ознакомился с публикацией историка-архивиста Ярослава Смирнова, предлагающего новый Культурно-зрелищный центр назвать в честь А. П. Мельгунова («Именем генерал-губернатора», «Северный край», 10 ноября с. г.). Конечно, трудно полемизировать с историком, но всё же я попробую высказать своё мнение.
Первым делом хочу уточнить, что план Ярославля разрабатывался не лично Мельгуновым, а при его участии и утверждался высшими органами государственной власти страны в Петербурге, вплоть до императрицы Екатерины II. Учитывалось и мнение горожан. Первый предложенный Мельгуновым план был отвергнут нашим купечеством как непригодный и вредный для развития торговли. Второй план преобразования Ярославля был в конце концов утверждён императрицей Екатериной II с замечаниями. Снос строения на улицах, вошедших в план, полагалось производить только после полного прихода их в ветхость и лишь по согласованию с хозяином строения, а вновь возводившиеся строения не должны были мешать соседу. Однако генерал-губернатор не выполнил это требование императрицы! Мне встречались публикации, где сказано, что снос строений производился силовым методом, с переносом этих строений в слободы – такой был диктат! Многие ярославцы понесли немалые убытки от этих действий Мельгунова.
При постройке дома призрения (Екатерининская гимназия) не хватило бюджетных средств для завершения этого строительства. Губернатор принял было решение разобрать Власьевскую башню и кирпич пустить на достройку. Ярославское купечество спасло город от этого варварства Мельгунова и собрало деньги. На собранные деньги закупили недостающий кирпич. Тем самым купцы сохранили для потомства архитектурную достопримечательность. Спасибо за это нашим предкам, а не Мельгунову... Конечно, чего-то он достоин всё же за свою деятельность, но, я думаю, достаточно будет поставить памятную доску и переименовать в его честь одну из улиц центра Ярославля, хотя бы вот Депутатский переулок.
А вот КЗЦ желательно присвоить имя нашего земляка поэта, историка и краеведа Леонида Трефолева. Трефолев, на мой взгляд, ярославцам гораздо родней и ближе! Опять же, немаловажно и то, что в скором времени, как раз к финишу объявленного конкурса на лучшее название КЗЦ, будет отмечаться очередной день памяти замечательного русского поэта.
Гость | 14.11.2012 в 04:26 | ответить0
Сомнительный историк — этот Нечаев
Гость | 14.11.2012 в 08:57 | ответить0
И вобще он был масон, какой ему еще зал.
Гость | 14.11.2012 в 21:39 | ответить0
Кто?
Новый историк-любитель | 15.11.2012 в 10:32 | ответить0
Уважаемый «любитель истории», пройдите по ссылочке в статье Смирнова на его же статью о Мельгунове да внимательно прочтите про план города после пожара 1768 года, к которому, плану, Мельгунов никакого отношения не имел, кроме того, что был им отвергнут, когда 1777 году Екатерина сделала его начальником губернии. Вот ведь понял ярославцев и поддержал их! Это чтоб не только «полемизировать» нужды не было, но и пальцем в небо не попадать. Откуда такая у «любителя» вдруг нелюбовь к Мельгунову? Уж не Трефолев ли вам ее внушил? Так ведь это он только по молодости себе всякие дерзости позволял, а как повзрослел, писал о Мельгунове вполне дружелюбно, как о «друге народа». Проштудируйте на досуге, не поленитесь! Тогда, может, и про «бюджетные средства» дезинформацию в газетах писать перестанете, открыв «новое» в краеведении, что для других давно хрестоматия: дом призрения строился на пожертвования ярославцев, и убедил их в том «сомнительная личность» Мельгунов. Вообще же здоровская идея про Мельгунова и КЗЦ. Для здравомыслящих, конечно!
Читатель из Самары | 16.11.2012 в 18:16 | ответить0
К великому сожалению, большинство ярославцев не знают, кто такие Мельгунов и Трефолев, по причине малой образованности и бескультурья. Дремучесть редкостная. Причем, у многих ярославцев есть такая черта, если они что-то не знают, то даже кичатся своим невежеством. Мол, зачем нам это, у нас другие интересы. Ленивы и нелюбопытны. Не все конечно, но приходилось со многими такими неучами сталкиваться.
Бывалый историк-любитель | 21.11.2012 в 12:17 | ответить0
Самара — эта та, которая не на Волге, а на Средиземномьре? Ну, тогда и не обидно нам, ярославцам, от самарцев терпеть горькие упреки. Мы в этом с самарцами на одной волне — хоть волжской, хоть средиземноморской! За Трефолева и Мельгунова! Впрочем, паче за последнего…