Ручьи в Норском «исторические» – их описывают в краеведческой литературе, у них есть названия. К ним у местных бережное отношение: вода стремится вниз к Волге, по пути пробегает через огороды, улицы, не встречая преград. Разве что решётки, которые специально ставят, чтобы улавливать мусор. Без решёток никак – не расчистишь ручей, запрудит твой огород, и прощай, урожай!
И если прежде ручей привычно нёс свои воды мимо вековых изб, то теперь, со строительством двух– и трёхэтажных коттеджей с солидным фундаментом да ещё с забором на бетонном основании, ситуация поменялась. Ручью приходится делать крюк, огибая препятствие.
Так произошло с Аничкиным ручьём, который сбегает к Волге огородами домов Норского посада – северной исторической части Норского. Здесь очень красиво: с обрывистого берега, украшенного старыми деревьями, прекрасный вид на Волгу. Тихо, городские трассы где-то там далеко. Уединённость. Рядом старинные деревянные и каменные дома, принадлежащие некогда купцам и богатым мещанам.
И вот ручей оказался за забором, на территории большого частного дома. Раньше ничто не перекрывало ему пути к Волге, разве что на самой набережной попадал он в трубу, прежде чем сбежать с косогора. Но два года назад владелец дома № 24 взял да прикопал ручей – на своём участке и за воротами. Только бег воды не остановить. Вода всегда дорожку найдёт.
Во что всё это буквальным образом «вылилось» для соседей – семьи Переславцевых и Александра Ровнягина – можно видеть на фото. Плодородный слой с огорода практически смыло. Мало того, земля настолько пропиталась водой, что начала оползать, причём пластами. Переславцевы живут в стареньком домике, в котором, говорят, жил их прапрадед – городовой Голубятников. Они собираются строиться, и сейчас с болью наблюдают, как вода заливает фундамент будущего дома. Как земля сползает вниз, в котлован, вместе с любимой яблоней, которая засыпала хозяев вкусными яблоками.
Посреди участка – препоны из досок. Такими заслонками хозяин, Дмитрий, пытался остановить потоки воды из разлившегося ручья. Им также пришлось для этого укрепить бетоном свой забор.
Та же картина у соседа – дяди Саши Ровнягина. Тот даже пострадал сам из-за этого подтопления: собрался вычерпать воду из подпола, чтобы спасти овощи, упал и сломал палец.
Соседи жалуются в прокуратуру и судятся ещё с весны: именно тогда начались все неурядицы с разлившейся водой. Прокуратура Дзержинского района выявила: владелец дома № 24 перекрыл отвод дождевых и сточных вод, который шёл естественным образом – по рельефу. И вменила ему нарушение десятой статьи Гражданского кодекса – о правилах благоустройства. Это, определила прокуратура, привело весной к затоплению ряда домовладений на набережной. Прокурор обратился с иском в суд обязать собственника дома № 24 обеспечить сток ручья по территории принадлежащего ему участка.
Изменилась ли ситуация после обращения в прокуратуру и суд?
Вроде бы да: Сергей – так зовут хозяина дома № 24 – «одел» ручей в трубу. Но Екатерина Переславцева жалуется:
– Осенью, с дождями и таянием снега, история с весенним половодьем повторилась. Мы уже устали бороться. Ну присудили нам пятнадцать тысяч морального вреда, и что? На эти деньги не купить даже земли, которую смыло с огорода... Мы хотим, чтобы Сергей освободил ручей, восстановил всё, как раньше было. Он обязан ухаживать за ним, чистить его. Вон, рядом течёт другой ручей. Его не трогают, и всё в порядке.
Труба, новая «одежда» ручья, не устраивает соседей – не справляется, слишком узок диаметр, из-за этого даже при небольшом дождичке снова может случиться разлив.
У Сергея своя правда: он предлагает, чтобы ручей перенаправили в обход участков. И вообще, это дело властей предпринять что-то. Отвести ручей, что ли, куда-то! Чтобы по ничейной территории, значит, тёк. Так ведь ничейной земли там и не осталось, всё тесно пристроено-понастроено.
И всё же, думается, Сергей отчасти прав. Где только, в наших городах и весях, ни текут подобные ручьи. Частный сектор перестраивается и благоустраивается, люди обзаводятся водопроводом, бытовой техникой, которая требует много воды, но и больших объёмов отведения стоков. А канализации нет! Хотя бы ливневой... Стоки текут куда путь свободен, как и при царе Горохе, при властях советских и не советских. А конечный пункт – многострадальная Волга. Разве это проблема одного человека? Вопрос государственный: почему в космической державе от сорока до шестидесяти процентов населения живут без централизованного водопровода и канализации? И почему так живут люди в тысячелетнем Ярославле, колыбели культуры и науки?
Норский посад – не единственное место, где можно задаться подобным вопросом. Карманово, Творогово, старое Брагино и другие районы частной застройки утопают. Вода наступает. И её нужно цивилизованно укрощать. Дорого, но нужно.