Но в нашей публикации речь идёт не о тех бедах, которые выпали потом на долю граждан, доверивших свои сбережения ООО «Универсалстройинвест». Ответственность действительно оказалась ограниченной. Фирма затеяла стройку на улице Нефтяников весной 2009 года, а уже в январе 2011-го арбитражный суд признал организацию банкротом.
Мы хотим поведать не о пострадавших дольщиках, а о других гражданах, чьи права на спокойную жизнь были затронуты затеянной стройкой. Речь о жильцах четырёх домов по периметру двора на улицах Нефтяников и Титова.
Весной 2009 года их размеренная жизнь была прервана появлением строительной техники. Весь двор окружили высоким забором. Деревья, которые росли во дворе, безжалостно вырубили. Детскую площадку потеснили, разместив качельки, песочницу и скамеечки на скромном пятачке. И всё это, несмотря на многочисленные протесты, обращения в прокуратуру.
К слову, история с обращениями граждан разворачивалась по уже привычному сценарию: в прокуратуре выясняли, что у застройщика нет необходимых документов, выдавали предписание, а строители и в ус не дули, а наоборот, действовали с ещё большим энтузиазмом.
Навезли техники, вырыли котлован, потом ещё один – планировалось, что здесь будет две десятиэтажные коробки на 130 квартир. Заложили фундамент. Срок сдачи дома по плану приходился на октябрь 2010 года. Но бизнес, в том числе строительный, у нас вершится по каким-то своим, непонятным законам. Был бизнес, а потом вдруг сплыл...
Банкротство организации-заказчика поставило точку на возведении дома. И вот уже больше года жильцам окрестных домов приходится лицезреть такое безобразие: забор, окруживший некогда цветущий уютный двор, сиротливо приткнувшуюся в уголке детскую площадку. Сквозь щели в заборе на несостоявшуюся стройку может проникнуть любой. Проникают в основном дети – из любопытства – и бомжи. Мальчишки лазают по подвалу недостроенного дома, плавают на сколоченных из строительных лесов плотах по котловану, заполненному водой. Бомжи и вездесущие «отдыхающие» облюбовали подвальные помещения. Рассадник для криминала и разных ЧП с детским травматизмом.
Другая проблема – близко заложенный к другим домам фундамент и котлован могут сыграть злую шутку с основаниями соседних домов. Старики говорят, что в этой местности есть какие-то подземные ручьи, и они теперь могут перенаправить своё течение под пятиэтажку, которая стоит в низине, под стройкой...
Против десятиэтажки, которая по проекту представляет собой что-то вроде развёрнутой книжки, люди выступают ещё и потому, что она застит весь свет в окошках пятиэтажных домов.
Чтобы хоть что-то узнать о судьбе фундамента и котлована, мы попытались связаться с фирмой-заказчиком по указанным на заборе телефонам – ответ: таких номеров не существует. А что же подрядчики, что с компанией «Агора»? Пусть не их работники рыли котлован и укладывали глыбы в фундамент, но они-то должны существовать. Увы, по указанному номеру нам сообщили: компанию «Агора» то ли продали, то ли перевели в Москву. Сейчас по этому телефону компания не «Агора», а «Аго-ра». Тоже строительная. Но они ничего не знают насчёт двора на Нефтестрое. Такие вот метаморфозы.
Как стало известно, в ноябре эта незавершённая стройка с землёй будет выставлена на торги. Старосты домов в сентябре сделали запрос в мэрию, но пока не получили ответа. Кому достанется этот участок? И у жильцов возникают ещё вопросы. Что будет с их изуродованным двором? У многих есть отличное, рациональное предложение: на оставшемся фундаменте построить детский сад. И вот против такой стройки никто не возражает.
Что может быть важнее для любого человека, чем окружающая его среда?
Такой вопрос задаёт в своём письме к нам читатель «Северного края» ветеран войны Юрий Козлов. Он ссылается на Конституцию, где чёрным по белому записано: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии...
Юрий Иванович рассуждает:
«Право-то есть, а вот с благоприятной средой сложнее. С нашим двором расправились: спилили 38 деревьев, в основном берёзы, которые мы когда-то сами сажали, уничтожили детскую площадку. В «Северном крае» в статье «Этот гордиев промышленный узел» (26 мая 2009 года) вы писали, что создаётся единая санитарно-защитная зона Южного промышленного узла. Мечты, мечты...
Вместо этого уничтожаются зелёные дворы, спортивные площадки. А в них строят десяти- и двенадцатиэтажные дома, – продолжает Юрий Иванович. – Разумеется, потом вокруг них будут парковаться десятки машин, принадлежащих новосёлам. Вот такая у нас получится «защитная зона»!
Между прочим, в часы пик в этом микрорайоне, по улицам Большая Полянка, Нефтяников и Титова, уже едут машины с объездной дороги. Так они сокращают время стояния в пробках. Такая вот среда».
Юрий Козлов вспоминает: в предвыборную кампанию кандидат в мэры Ярославля Евгений Урлашов пообещал разобраться с точечной застройкой в областном центре. Скоро предстоят торги земельного участка с фундаментом на улице Нефтяников. Очень хочется, чтобы в ходе этих торгов вспомнили об обещании мэра.