В природе начались заморозки, температура колеблется вокруг ноля – и вокруг него же колеблется амплитуда телевизионных эмоций и свершений. И новое не кажется особенно новым, и хорошего прежнего мало, чтобы оно удерживало уровень выше ноля.
А ведь, кажется, идут бои или, по крайней мере, соревнования. Соревнование дилетантов-певцов под руководством дилетантов-руководителей («Битва хоров» на канале «Россия»). Соревнование, причём «как бы» закадровое, дилетантов-певцов в присутствии тех, кого – в нашей силу снисходительности или привычки – принято считать певцами («Голос» на Первом канале).
Соревнование в более широком смысле – между каналами, которые в прайм-тайм перетягивают публику, предлагая сериалы: от разводов на фоне любви («Развод», Первый канал) до любви на фоне криминальных акций (очередные «Братаны» на НТВ) или любви на фоне постсоветской ностальгии («Одесса-мама» на «России»). Собственно, перетягиванием с помощью сериалов назвать это нельзя, поскольку аудитория у этих сериалов всё же несколько отличается, поэтому при наличии в доме не одного, а двух или более телеприёмников электричество может расходоваться в большем объёме. Но если публика и не выиграет от просмотра фильмов, варьирующих приёмы «зарезали-застрелили-отравили» или «обнялись-поцеловались-накрылись одеяльцем», то уж энергоснабжающие компании выиграют точно.
Начавшийся сезон идёт пока под знаком «дежа вю», ибо «вю» – видим – в основном что-то так или иначе уже апробированное. И даже попытки предложить новые лица оказываются робкими, непоследовательными и непродуктивными. Так, к примеру, в «Вечернем Урганте» у ведущего появился партнёр, один из сотен КВНщиков, А. Гудков (честно говоря, я такого не помню). Явная неудача, ибо Урганту, которого в прямом и переносном смыслах в кадре много, нетрудно общаться с журналистом-мэтром В. Познером в их совместных путешествиях по дальним странам; он органично сочетается и вписывается в компании, вроде той, что была в «Прожекторперисхилтон», или в пары, например, с А. Цекало в «Большой разнице»; но новичок рядом с ним пропадает из поля зрения публики, даже если оказывается единственным в кадре. Иными словами, откуда ушли в конце прошлого сезона, туда и пришли сегодня: Ургант – наше всё (замечу, не худшее из возможных, только вот жаль – что всё), Малахов – наше много чего, а нового – ничего. Опять же колебания «температуры» – вокруг ноля.
Вряд ли можно считать новым лицом на ТВ Анатолия Вассермана: человек-справочник, странное бородатое существо, сменившее жилет с множеством карманов на невнятный свитер, существо с гнусавым голосом, уверенное в полноте своих знаний и непогрешимости своих суждений, – узнаваемо и привычно. Однако ему нашлось новое применение в программе канала НТВ, обычно прокламирующего скандальность и провокативность как стиль телевизионной жизни. Программу для ночного субботнего эфира, впервые выпущенную только что, назвали так, что всякий медицински немного образованный человек спокойно мимо не пройдёт. И правда, «Реакция Вассермана» (в медицине – проверка крови на наличие венерического заболевания) должна была привлечь ночную публику самим названием, намекнув на запретность чего-то грязного и стыдного.
Его реплики уже мелькали в утреннем эфире того же канала, но кто их там успевал заметить! Хотя потом Интернет что-то воспроизводил или комментировал. Но теперь, в субботней ночи, сидя у столика с шахматами и беседуя с телевизором, в котором унисоном звучит поток речи его визави, известного в узких кругах журналиста и даже, как говорят, политика Егора Холмогорова (а фоном тому – статуи всяческих пороков работы М. Шемякина), Вассерман произносит не занятные реплики про малоизвестные факты, но банальности, состарившиеся примерно месяца три назад.
Наверное, нельзя считать новыми для телевидения и лица людей, оказавшихся в жюри очередной серии выпусков «Минуты славы». Разве что за исключением одного человека, С. Юрского. Насколько знаю этого человека и помню его в разных ипостасях и проявлениях, масскультуровские игрища никогда не были его сферой. И вдруг – судейство в программе с кувырканиями, морскими свинками и фальшивыми звукоподражаниями. Хотя, конечно, помню, что отец Сергея Юрьевича свою режиссёрскую работу вёл и в цирке, а сам актёр цирк любит, понимает и относится к его труженикам с уважением. Но проблема в том, что «цирк» применительно к «Минуте славы» – это не профессиональная сфера, не вид искусства, а своего рода способ существования со всевозможными странностями и непомерными амбициями наивных или агрессивных дилетантов. Вхождение принципиально академичного Юрского в этот «цирк» вызвало опасения, хотя актёр, не просто талантливый, но умный и тонкий человек, вероятно, предвидел особенности телевизионного формата, поэтому пришёл на программу не с галстуком-бабочкой, как это чаще всего бывает, а в расстёгнутой у ворота рубашке вообще без галстука.
Наконец, новинка, которая, пожалуй, одна из немногих может быть названа таковой: программа «День города» на ТВЦ. Банальная игра в «знаете ли вы?» была представлена в день очередного празднования Дня города в Москве, в начале сентября этого года, а теперь закрепилась в дневном субботнем эфире вместе со своим ведущим, бойким и явно амбициозным учителем истории, а также кандидатом философских наук А. Молевым. Игра, между прочим, для взрослых, без агрессивного напора, пресноватая, поскольку завязана только на московских реалиях. Но, с другой стороны, весьма показательная, ибо требует знания деталей и нюансов жизни города, его истории, его людей. И здесь уже можно говорить об амбициозности не ведущего телепрограммы, а города – Москвы. О ней и так известно немало, ей и так уделяется масса внимания разными каналами и по разным поводам. А вот поди ж ты, создаётся программа, заставляющая публику актуализировать любовь к городу и знание его через такую вот простенькую викторинную форму.
Я, но, думаю, и многие зрители рады были бы увидеть такую «новинку на старый лад» хотя бы на одном из ярославских каналов, которые добросовестно отрабатывают вложения учредителей и неформальных заказчиков, описывают всё новые сантиметры отремонтированных дорог и перипетии борьбы за власть над отдельно взятыми улицами и подъездами. Которым (улицам и подъездам) от результатов борьбы не становится лучше. Да и модная тема поиска бренда города, которому пошло второе тысячелетие, витает в чиновничьих кабинетах, не попадая в сферу массового восприятия. А между тем были опыты в Ярославле, были интеллектуальные игры и олимпиады, привлекавшие внимание публики, в том числе молодой, к жизни города и региона. Но ни эфирного времени, ни – как когда-то объясняли уже не работающие в этой сфере люди – средств на такие программы в Ярославле нет. В смысле – плюс-минус ноль внимания и столько же финансов на память и гордость, предъявленные в телеэфире.
Вот такая снежно-слякотная, привычно-неяркая у нас телевизионная неделя очень со странной температурой.