Средства дорожного фонда состоят из нескольких частей, самая большая из которых – почти 70 процентов – делится по определённой методике в виде субсидий между муниципальными образованиями.
Методика, которая использовалась прежде, вплоть до нынешнего года, сильно ограничивала возможность помогать средствами областного бюджета строительству и ремонту дорог в городе Ярославле. А ведь именно здесь дороги стали самой большой проблемой. Депутаты Ярославской областной Думы не могли не вмешаться в ситуацию и не предпринять попытку выправить положение. Они обратились с предложением к правительству Ярославской области разработать новую методику, в которой предусмотреть возможность устранения никому не нужных сложностей. После завершения работы депутаты и собрались обсудить её результаты.
Отличие новой методики от старой состоит в том, что меняются условия предоставления субсидии из дорожного фонда. Если раньше муниципальные образования, где жителей больше 300 тысяч, дополнительных средств из бюджета не получали, то теперь помощь из дорожного фонда будет выдана всем. Тем не менее дифференцированный подход к муниципальным образованиям пока сохраняется: те, которые поменьше, будут и денег на софинансирование выделять меньше. Самые маленькие муниципальные образования должны будут вкладывать в ремонт дорог из своих бюджетов 5 процентов от суммы, которая поступит из областного дорожного фонда, а самые крупные, такие как Ярославль и Рыбинск, – до 40 процентов.
Заместитель председателя Думы Евгений Заяшников пояснил:
– Сегодняшнее обсуждение методики – это только первая ласточка, а над компромиссом надо ещё работать. Много эмоций, да, Ярославль вышел из некой «чёрной зоны», раньше-то он получал от области всего 300 тысяч на дороги, а теперь получит более 56 миллионов рублей. У меня насчёт правильности смены методики положительное мнение, хотя мало кто и верил в депутатскую инициативу.
А вот председатель комитета по аграрной политике Павел Смирнов настроен жёстче:
– В новой методике меня категорически не устраивает, что увеличивается процент софинансирования для городов. Если в этом году для Ярославля и Рыбинска он был 20 процентов, то в следующем для Ярославля он поднимается вдвое. Надо, чтобы и губернатор выслушал мнение глав муниципальных образований и внёс коррективы.
Нашлись и другие нюансы в новой методике, которые вызвали полемику. Например, областной департамент дорожного хозяйства предложил ввести норму: если муниципальное образование не смогло освоить более 80 процентов выделенных ему средств, то в будущем субвенция ему будет урезана. Это вызвало протест у многих депутатов.
– С этим невозможно согласиться, – сказал председатель комитета по депутатской деятельности Александр Сизов. – Это слишком суровое наказание для муниципального образования. Так делать нельзя, это ударит по качеству. Будут подписывать что угодно, и никакого качества мы не дождёмся. Наоборот, надо наказывать тех глав администраций, которые качество ремонтов не контролируют!
Депутат Илья Осипов предложил конкретнее относиться к так называемому «невыполнению»:
– Ведь одно дело, если работы не выполнены по вине муниципальных властей, а другое дело, когда подрядчик работает некачественно или вмешиваются неблагоприятные погодные условия.
В этом вопросе все сошлись в единодушном мнении: не принимать норму, предлагаемую департаментом дорожного хозяйства, иначе в погоне за количеством мы проиграем в качестве дорожных работ.
Далее Илья Осипов обратил внимание присутствующих на такой немаловажный вопрос: когда идёт речь о ремонте дорог в Ярославле, нельзя забывать и о восстановлении дворовых территорий многоквартирных домов. Об этом также будет сказано в новой методике, ведь, согласно федеральному закону, на ремонты дворов власти обязаны выделять из дорожного фонда не менее 5 процентов средств.
Депутат Александр Сизов высказал пожелание, чтобы хотя бы по 2 – 3 километра в год, но уже начали строить новые дороги с современным покрытием, чтобы хотя бы попробовать приблизиться к европейским стандартам.
Отдельные положения нового документа вызвали удовлетворение всех обсуждавших:
– Самое главное, мне понравилось, что чиновники услышали предложение депутатского корпуса, и деньги, которые муниципальные образования тратят на экспертизу, на проектно-сметную документацию, будут теперь учитываться в качестве софинансирования, – сказал вице-спикер областной Думы Евгений Заяшников. – Очень хорошо и то, что правительство прислушалось к мнению областных депутатов и представителей муниципальных образований и заложило средства на новую лабораторию по проверке качества дорожного покрытия, выделив на это 124 миллиона рублей.
Никто не спорил на совещании и по вопросу ремонта мостов. Федеральная власть даёт установку, что мосты во всех регионах должны ремонтироваться за счёт средств региональных дорожных фондов. Но, по расчётам, только в Ярославле на ремонт мостов потребуется не менее 2,5 миллиарда рублей.
– Этот процесс мы не осилим, и такая ситуация по всем регионам, – констатировал Евгений Заяшников. – Всегда по строительству мостов Федерация шла навстречу. Надо объединить усилия исполнительной и законодательной власти и обратиться за деньгами в федеральный центр. Мы готовы и софинансирование предоставить, и подготовить проектно-сметную документацию, но основное дело должно быть за Федерацией. Такое у меня мнение.
Заслушали депутаты и отчёт об итогах работы муниципальных образований с дорожным фондом в нынешнем году. Директор департамента городского хозяйства ярославской мэрии Николай Степанов уверил, что если сейчас процент освоения средств в Ярославле около 65 процентов, но всего какие-то две недели хорошей погоды помогут довести выполнение и до 95 процентов. На что Евгений Заяшников заметил, что депутаты в целом довольны результатами работы муниципалов:
– Муниципальные образования с поставленными перед ними задачами справились. Если раньше районы получали по 2 – 3 миллиона рублей на ремонт дорог, то в этом году практически в 10 раз больше. Были сомнения, что к концу года деньги будут освоены. Однако сегодня, как докладывает областной департамент дорожного хозяйства, почти все справились на 100 процентов. Все муниципальные образования – молодцы, хотя вот город Ярославль я бы молодцом пока не назвал. Многое здесь, видимо, зависит не только от погоды...
После почти двухчасового заседания депутаты Ярославской областной Думы пришли к выводу, что работу над усовершенствованием методики распределения средств дорожного фонда заканчивать ещё рано, она только начата...