Представьте, всё так и вышло. Теперь «Ёжики» для множества ребятишек стали первым прикосновением к театру. Мы сами наблюдали, как это происходит. Вот пятилетний Серёжа переступил впервые здешний порог. Фойе – уже особый мир. Там есть домик на курьих ножках, на полках – целая стая ёжиков, больших, маленьких, разноцветных. Двое на часы забрались, один у кипящего чайника прилёг...
Серёжа ещё крепко держится за мамину руку, но вот уже отделился и с любопытством пошёл к длинному, покрытому зелёной скатертью столу. На столе – листы бумаги, коробочки с цветными мелками. Те, кто пришёл пораньше, уже сидят вокруг стола. И здешний бутафор Елена Павловна Севрикеева – она из семьи известного ярославского художника Сергея Ивановича Севрикеева – проводит мастер-класс. Учит, как рисовать ёжика – можно с носика, можно с колючей спинки.
Елена – человек-волшебник. Только что мы сидели с ней за этим же столом, и она сделала мне подарок – из сложенной в несколько слоёв бумаги ножницами вырезала целую стаю весёлых собак. Одна и сейчас передо мной на столе. Она умеет всё – заслуженный работник культуры, тридцать лет живёт в удивительном кукольном мире и всё ещё ему удивляется.
Бутафор должен уметь всё: рисовать, шить, клеить, пилить, сверлить, делать шкурки разных зверей, мастерить их головки с блестящими глазами, пушистые уши зайцев и роскошные лисьи хвосты. В общем, создаёт стиль спектакля: его смысл, идею, поучение. После ёжиков раздаёт вырезанные силуэты деревьев и отдельно – листочки, яблоки к ним.
Серёжа давно освоился, уже и чай с фигурными крекерами пьёт. Его ровесница Таня – и вовсе завсегдатай. Пришла с папой. Одета празднично – алые брючки и белая мохнатая накидка – важно ждёт, пока папа снимет ей курточку.
А тут звонит колокольчик: раз, другой. Приглашение в зал. Там тоже необычно. Невысокие лавочки, покрытые пёстрыми половичками. На стенах – другие ёжики вперемешку с грамотами и благодарственными письмами театру. Пёстрый занавес сегодня раскрыт – на сцене поляна сказок. Дети быстренько усаживаются перед сценой и глаз не отрывают от происходящего.
А на сцене старая как мир сказка: о добре и зле, о дружбе и взаимопомощи. Маленькие зрители всё воспринимают крайне эмоционально. Мне особенно запомнился мальчик в чёрных джинсиках из первого ряда. Он то и дело вскакивал, чуть не прыгал на сцену, вскрикивал, глядя на недотёпу молодого Грибника:
– Это мухомор! Его есть нельзя!
Зато, если старик «Егор из соседнего бора» находит отличный боровик, вся публика дружно подсказывает: бери, это хороший белый гриб!
Потом Ярослав рассказывал, что во время спектакля они не выпускают из вида ни одно лицо, ориентируются на настроение, на понимание. Подчас не меньше, чем дошколята начинают удивлять их солидные, иногда слегка даже суровые отцы: вдруг лица расплываются в улыбках, что-то детское появляется в глазах. Видимо, вспоминают что-то далёкое, забытое. И не выходят из этого ощущения после окончания спектакля. Потому что снова продолжается мастер-класс. Теперь надо яблоки на яблони повесить. Я слышу, как весьма солидный папа, тоже «выращивающий» яблоньку, озабоченно спрашивает у Елены Павловны: куда вот этот листочек приклеить?
«Ёжики» называют себя студией кукол. Основателям её помогают жёны – актриса и художник большого кукольного театра. Студии – полтора года. В репертуаре – семь спектаклей. На подходе «Огниво», сказка о храбром солдате, волшебном огниве, отваге и доброте – обо всём, что нужно каждому человеку.