Поначалу съезд проходил спокойно. Однако потом разъяснение новых правил постепенно перешло в дискуссию, градус которой иногда зашкаливал. Разгорячённые таксисты пытались доказать сотрудникам департамента, что на таких условиях они работать не будут.
Исполнение нового закона связано с немалыми затратами. К примеру, таксометр, который обязательно должен быть в салоне, стоит несколько тысяч рублей, а за оформление ежегодной автомобильной страховки необходимо заплатить от четырёх до пяти тысяч рублей. Некоторые водители сегодня говорят, что за оформление страховки платят 9000 рублей (!). К этим затратам прибавляются расходы на техосмотр машины, оплата налогов и услуг врача.
Некоторые чиновники называли новый закон шлагбаумом для «бомбил». Кошелёк пойманного «нелегала» мгновенно мог опустеть на 13 тысяч рублей: на 5 тысяч грозили штрафовать за незаконную перевозку, ещё на столько же – за незаконное предпринимательство и на 3 тысячи – за непредоставление пассажиру чека по окончании поездки.
После съезда многие таксисты говорили, что просто-напросто уйдут на другую работу. Однако не все из них покинули рынок таксомоторных перевозок. Большинство решили подождать, как будут развиваться события дальше.
С января 2012 года нелегальных перевозчиков стали наказывать рублём. Чтобы увеличить количество лицензированных таксистов, была упрощена процедура выдачи разрешений.
– Теперь специалисты департамента дорожного хозяйства и транспорта не производят осмотр автомобиля, как это было раньше. Отменили и прохождение техосмотра два раза в год. Чтобы получить лицензию, водитель не обязательно должен являться собственником машины, – говорит председатель «Объединения ярославских служб такси» Евгений Минин.
В регионе около 20 тысяч частных перевозчиков, и чуть больше 1700 из них получили лицензию. Естественно, что расходов у последних значительно больше, чем у «бомбил».
– На медицинские осмотры – от 30 до 50 рублей в день. Плюс налоги и страховка. Получается, что легальные таксисты тратят в год на 35 – 40 тысяч больше, чем «нелегалы». Контролируют исполнение нового закона плохо, поэтому «бомбилы» процветают, – рассказывает председатель «Объединения ярославских служб такси».
Директор такси «Кар-Мен» Владимир Тельнов соглашается с Евгением Мининым. Раньше доход фирме приносили шестьдесят автомобилей, сейчас всего лишь семь. Большинство водителей, которые работали на своих автомобилях, просто-напросто не захотели легализоваться и ушли от Тельнова – кто-то в те же «бомбилы».
– Вольные водители у меня отбирают хлеб, который я пытаюсь честно заработать. Надо ужесточить соблюдение этого закона. К примеру, чаще проводить контрольные закупки, – говорит Владимир.
Закон, регулирующий деятельность в области таксомоторных перевозок на территории Ярославского региона, принимался при участии общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».
– Как только началась выдача разрешений на перевозку пассажиров, в департамент дорожного хозяйства и транспорта обратились около полутора тысяч таксистов. Прошло полгода, и поток желающих резко уменьшился. Более того, некоторые таксисты, получившие разрешение, решили его аннулировать. Это произошло потому, что структуры, которые должны следить за исполнением этого закона, не наладили систему контроля, – считает председатель регионального отделения «Опоры России» Артур Ефремов. – Сейчас мы планируем обратиться к председателю областной Думы Виктору Рогоцкому с просьбой вернуться к рассмотрению закона «Об отдельных вопросах организации перевозок пассажиров и багажа легковыми такси на территории Ярославской области». Также мы обратимся к начальнику УМВД России по Ярославской области Николаю Трифонову с просьбой организовать силами полиции мониторинг незаконных диспетчерских служб и водителей, не получивших разрешения.
По мнению Евгения Минина, «бомбилы» чувствуют свою безнаказанность, поэтому и не хотят оформлять разрешение. В итоге страдают не только легальные таксисты, но и бюджет, который недополучает денег.
Кто же контролирует исполнение ФЗ № 69? В департаменте дорожного хозяйства и транспорта рассказали, что создана специальная рабочая группа. В неё вошли сотрудники ГИБДД, налоговой инспекции, полиции и самого департамента. За 2012 год группой проведены 22 выездные проверки, составлены десятки протоколов о нарушении административного законодательства.
– Мне известно, что за год органами, которые отвечают за выполнение закона, составлено всего около 50 протоколов о правонарушениях в данной сфере. Эта цифра небольшая, учитывая количество таксистов в Ярославской области… Надо поднять штрафы за нелегальную перевозку и увеличить количество контрольных закупок. Привлечь к борьбе с «нелегалами» средства массовой информации, – говорит Евгений Минин.
Кроме того, в области действуют так называемые сетевые диспетчерские фирмы. Большинство нелегальных таксистов, по мнению Евгения, работают на них, так как разрешение на право таксомоторных перевозок здесь не требуется.
ФЗ № 69 действует чуть больше года, однако пока его эффективность невелика. Легальные таксисты считают: чтобы закон заработал в полную силу, нужны более жёсткие механизмы его контроля.