Ещё в июне на внеочередном заседании комиссии руководству Ярославля было рекомендовано принять меры к наведению порядка с парковками и пешеходными переходами в центре Ярославля – зоне ЮНЕСКО.
Такие рекомендации даны из-за сложившейся в городе неприглядной ситуации: автомобилисты паркуются, где хотят и как хотят, невзирая на правила, пешеходы переправляются на другую сторону улицы зачастую на свой страх и риск. По улице Кирова, которая позиционируется как пешеходная, разъезжают, вызывая озабоченность ярославцев, грузовые автомобили, доставляя товары в многочисленные магазины. Маршрутки останавливаются для высадки и посадки где пожелают – даже на перекрёстках и «зебрах».
Печальна и статистика, которую привёл начальник УГИБДД УМВД по Ярославской области полковник полиции Андрей Сироткин. За восемь месяцев с начала года в Ярославле произошло 50 дорожно-транспортных происшествий на пешеходных переходах. В этих ДТП погибли шесть человек. Только за превышение скорости и непредоставление преимущественного права пешеходу горе-водителям выписано сорок тысяч постановлений. В бюджет поступило 63,5 миллиона рублей штрафов, выписанных сотрудниками ГИБДД. Только в августе – семнадцать миллионов рублей!
– Это очень важно, – заметил губернатор Ярославской области Сергей Ястребов, – в исторической, заповедной, части города обеспечить жителям и гостям Ярославля безопасное передвижение.
Заместитель мэра – директор департамента городского хозяйства мэрии Николай Степанов поведал о принятых мерах. После обследования дорожно-уличной сети подготовлено постановление о парковке в центре Ярославля – в зоне ЮНЕСКО. Введено одностороннее движение на улице Суркова между улицами Терешковой и Советской. Отменены ограничения на остановку и парковку на улице Нахимсона – от Первомайской до Андропова, на площади Челюскинцев – от Революционной до Почтовой, от Советской площади до улицы Кедрова, в Советском переулке... Демонтированы соответствующие знаки.
По улице Кирова есть два варианта решения вопроса: либо поставить заградительные столбики, либо – шлагбаум со стороны Депутатского переулка. Рассматривается возможность введения одностороннего движения на ряде улиц в заповедной части города.
Также изыскиваются земельные участки для строительства подземных парковок. Но в мэрии с пессимизмом смотрят на это. Николай Степанов заявил:
– Водители не горят желанием оставлять автомобили на платных стоянках... Не используются платные парковки на Большой Октябрьской и в Подзеленье.
Однако при этом представители мэрии не смогли ответить на вопросы Сергея Ястребова: сколько парковочных мест появилось в результате действий мэрии? Все ли пешеходные переходы в зоне ЮНЕСКО соответствуют требованиям? Не получив исчерпывающего ответа, глава региона сделал вывод:
– Эпохальных изменений нет. Сняли знаки, и всё – решили? Стало быть, продуманного решения в Ярославле нет.
Между тем, заметил губернатор, проблема грозит параличом. К тому же из-за «неуда» по чемпионату мира в Ярославле не будут строить третий мост. Придётся довольствоваться тем, что имеем. И сейчас решение – в создании стояночных мест.
Андрей Сироткин согласился:
– Вопрос назрел и перезрел. Я прошу, чтобы работа не останавливалась. – И сделал интересное для горожан предложение: – Улицы Депутатская и Андропова тоже могут рассматриваться в качестве пешеходных.
Губернатор Сергей Ястребов ещё в начале заседания констатировал факт:
– Ситуация с безопасностью, к сожалению, оставляет желать лучшего. Сводки с различных участков дороги – как с театра боевых действий. И это на фоне огромных средств, которые вкладываются в ремонт дорог. В 2012 году – четыре миллиарда, а в будущем – около пяти...
Однако эти средства не такие уж и огромные. Семь – десять лет понадобится, чтобы при существующем финансировании из дорожного фонда привести в порядок областные дороги.
Такой прогноз дал директор департамента дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области Валерий Колодченко, который рассказал о том, что увидели специалисты во время комплексной проверки межмуниципальных дорог. Это направления Ростов – Иваново – Нижний Новгород, Углич – Сергиев Посад, Ярославль – Шопша, Ярославль – Любим, Рыбинск – Пошехонье и ряд других.
Разрушения затронули не только верхний слой асфальтобетонного покрытия, но и глубже. Обнаружилось огромное количество знаков, которые уже не отвечают требованиям безопасности. В границах населённых пунктов вдоль трасс нет дорожек для пешеходов. В устройстве искусственного освещения нуждаются все дороги, ведущие в населённые пункты.
Для обеспечения безопасности движения за май – июль проведены ремонтные работы на 427,5 млн. рублей. Ямочному ремонту подверглись 449 тысяч квадратных метров дорожного полотна. Установлены новые знаки. Однако Валерий Колодченко отметил:
– Все замечания, обозначенные в актах проверки, устранить невозможно – финансирование составляет лишь шесть процентов от нормативных потребностей. Учитывая состояние дорог, обеспечить безопасность дорожного движения сложно. Те же замечания и в актах проверки дорог местного значения.
Есть участки с повышенным уровнем аварийности. Начальник областного УГИБДД Андрей Сироткин предложил учитывать их при планировании ремонтов. Там необходимо устанавливать шумовые полосы, светильники – особенно, где дети ходят в школу и где нет искусственного освещения.
Губернатор согласился: то, что касается безопасности, – в приоритете.
Печальна статистика дорожно-транспортных происшествий. С 2010 года отмечается рост аварийности, причём с жертвами: в 2011 году на федеральных трассах – 242 ДТП, в которых погибли 65 человек – рост на 44,4 процента – и 312 ранены – рост 16,4 процента.
Между тем в указе Президента РФ № 598 от 7 мая 2012 года поставлена задача: к 2018 году снизить цифру смертности от ДТП до 10,6 случая на сто тысяч населения. У нас она сейчас составляет двадцать случаев.
При всём при этом нужно исходить из реалий. Губернатор, обращаясь к дорожникам, подчеркнул:
– В вашем распоряжении ограниченные средства дорожного фонда... Жить нужно по средствам. Размазывание тонким слоем неэффективно. Теперь будем определять приоритеты.