Сейчас наиболее готовым к работе можно считать законопроект, подготовленный Комитетом Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству. О нём докладывал первый зампред комитета Вячеслав Лысаков.
Предложено увеличить минимальный штраф за нарушение ПДД со 100 до 500 рублей, а максимальный с 5 тысяч до 50. Впервые предлагается ввести градацию наказания в зависимости от степени опьянения. Так, водитель с содержанием алкоголя в крови до 0,2 промилле будет признаваться трезвым – такой результат может быть погрешностью прибора, если исследуемый употреблял некоторые продукты брожения или лекарства.
Если в крови водителя обнаружат от 0,2 до 0,5 промилле, то ему будет грозить от полутора до двух лет лишения прав и штраф в 20 тысяч рублей; от 0,5 до 0,8 промилле – три года лишения прав и 30 тысяч рублей штрафа; от 0,8 промилле и выше – пять лет лишения прав и 50 тысяч рублей.
К возвращению промилле Медведев отнёсся скептически, но тем не менее добавил: «Если мне докажут, что это необходимо, я соглашусь».
В 2006 году начала работать федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения». Поначалу в год число аварий стабильно сокращалось примерно на 7 процентов, но в последнее время стало всё больше ДТП со смертельным исходом и гибелью пешеходов. «И причиной этого оказываются зачастую не условия дорожного движения, организация дорожного движения, не претензии в адрес, допустим, наших дорожных служб или органов ГИБДД, а пьянство, – заявил глава правительства. – И здесь уже невозможно просто пальцем показать в сторону государства и сказать, что во всём виноваты те или иные государственные структуры. Это человеческая проблема».
Так, в 1,5 раза увеличилось количество ДТП с участием тех, кого раньше уже лишали водительских прав. За текущий год на треть выросло количество автомобилистов, отказывающихся после происшествия от медицинского освидетельствования. В Испании за это штрафуют на 2 тысячи евро, в Италии – до 10 тысяч.
Дмитрий Медведев предложил обсудить инициативы, которых предостаточно. «Давайте подумаем о такой конструкции, при которой опьянение всё-таки будет реальным условием, отягчающим ответственность как административную, так и уголовную. То есть сам факт опьянения автоматически должен создавать весьма неблагоприятные последствия для нарушителя», – заявил премьер-министр.
Эксперты говорили о том, что нужно значительно увеличить административный штраф за сам факт вождения автомобиля в нетрезвом состоянии. «Этот штраф должен, по предложению экспертов, быть настолько значительным, чтобы составлять среднюю стоимость автомобиля на данном рынке», – заявил после совещания первый вице-премьер Игорь Шувалов. Размышляли над тем фактом, что в разных регионах эта средняя цена авто отличается, но так и не решили: сделать наказание одинаковым для всех или оставить регионам право самостоятельно устанавливать размер штрафа. Помимо этого за однократное вождение в нетрезвом виде предлагается лишать прав на определённый срок. Он, отметил Шувалов, может варьироваться – на совещании речь шла о трёх годах. Повторное нарушение правительство готово подвести под Уголовный кодекс, да ещё дополнить наказание высокими штрафами и лишением прав.
Зашёл разговор об иных наказаниях за ряд других нарушений. Озвучивались соображения о необходимости введения повышенных штрафов за превышение скорости свыше 120 км/ч, за проезд на красный свет, за неследование правилам при проезде нерегулируемого перехода. За чрезмерно быструю езду, например, рассказал Шувалов, предлагалось ввести штраф свыше 50 тысяч рублей.
– Конкретные параметры, шкала и другие обстоятельства нам нужно будет дополнительно изучить, – заявил первый вице-премьер. – Мы обязательно это будем обсуждать с экспертным сообществом, смотреть на зарубежный опыт таких стран, где развито автомобильное движение.
Новые штрафы могут быть приняты Госдумой в течение осенней сессии, в крайнем случае – в первом квартале следующего года.