– В целом, Игорь Станиславович, об этих соглашениях в прессе сообщалось. Так что, если позволите, просто некоторые уточнения и подробности. Одно из соглашений подписано с ЗАО «Парк индустриальных технологий». Согласно этому документу, в Гаврилов-Ямском районе будет создан технологический исследовательский центр на базе современного промышленного предприятия по переработке нефти. Объём инвестиций 20 млрд. рублей. На первом этапе предполагается в числе прочего проектирование и строительство нефтеперерабатывающего завода мощностью 1 млн. тонн в год с подключением его к нефтепроводу Сургут – Полоцк. Это что, конкурент Ярославского НПЗ?
– Суть совершенно другая. У нас в Ярославле почему-то так сложилось: всё, что связано с нефтью, – это НПЗ. На самом деле в данном случае ничего общего. Хотелось бы сказать об этом чётко. Тут совсем иное.
Если помните, в советское время была такая форма: отраслевой НИИ и при нём опытно-промышленное производство. В нашем случае создаётся нечто подобное. Это будет центр разработки новейших технологий переработки углеводородного сырья. У нас в стране проблема всегда была в чём? Глубина переработки нефти отставала от мировых значений. Задача данного проекта – разработка и отработка новых технологий, которые позволят приблизиться к мировому уровню.
Да, по ходу дела там действительно предполагается перерабатывать некоторое количество нефти, после выхода на полную мощность – до 1 млн. тонн. При 14 млн. на Ярославском НПЗ, а в этом году он уже выходит на 15 млн. Но это так, кстати. Задача у гаврилов-ямского предприятия, повторяю, совершенно другая: отработка технологий. Конечно, ему нужно будет на что-то жить. Не исключено поэтому, что те продукты, которые будут получаться в процессе разработки новых технологий, там будут продавать. Просто, чтобы оправдать своё существование. И только.
– Ещё одна нехорошая мысль. Как кто-то сказал, этот проект – просто способ легально врезаться в действующий нефтепровод Сургут – Полоцк.
– К нефтепроводу Сургут – Полоцк они действительно будут подсоединяться, и мы будем им помогать в этом. В чём тут вопрос? Всё абсолютно нормально: трубопровод идёт по нашей территории, строится новое предприятие, которому нужна нефть, пусть подсоединяется. Нефть там течёт, чтобы её продавать.
– То есть она не уйдёт куда-то «налево»?
– Нет, не уйдёт.
– Следующее соглашение, подписанное правительством области в Сочи, – с ЗАО «И.Л.М. Проект» о создании современного завода по производству литья. В течение последних лет «И.Л.М.» является деловым партнёром в создании завода по производству дизельных двигателей семейства ЯМЗ-530 в Заволжском районе. Если я правильно поняла, сейчас речь идёт о строительстве литейного завода в Тутаеве. Это будет совершенно новое предприятие или при Тутаевском моторном заводе? Где конкретно его предполагается разместить?
– Совершенно новое предприятие. Площадка до конца не определена, есть два-три варианта. Все они за территорией ТМЗ, один довольно близко от него, но окончательное решение о размещении ещё не принято.
– Расскажите об этом проекте подробнее.
– Проект высокоэкологичный, в отличие от наших литеек современные литейные заводы ничего из себя не исторгают. Проект разработан австрийской компанией. В его основе – модульный принцип: сначала предполагается запустить первый модуль на 60 тысяч тонн литья в год, потом второй модуль на столько же. Цель – получение высококачественного точного чугунного литья.
– Для ярославского 530-го двигателя?
– Для нужд всей автомобильной промышленности. И не только автомобильной. Традиционно, ещё с советских времён, у нас сложилось так, что литейки были при заводах. А в мире, тоже с давних времён, всё развивалось по-другому, там кооперация гораздо шире. Тот же «Фольксваген» или другая крупная компания привыкли покупать заготовку у независимого производителя.
Такой независимый производитель и должен теперь возникнуть в Тутаеве. Уже есть договорённости с КамАЗом, ВАЗом – они «за». От того, насколько качественным будет литьё, зависит качество их автомобилей, соответственно уменьшатся их собственные расходы на производство литья.
– То есть КамАЗ и ВАЗ «за». А наши ярославские предприятия заинтересованы?
– Конечно! Этот проект потому и начал привязываться к Ярославской области, что здесь есть крупные потребители. Все наши литейные производства сильно устарели. Дошло до того, что двигатель мы делаем здесь, а головку блока «тащим» из-за границы. Наша задача – заниматься импортозамещением, и в интересах Ярославской области, чтобы это происходило на нашей территории.
– Мощное соглашение о сотрудничестве подписано между правительством области и ЗАО «Страна детей». Эта компания предполагает инвестировать в свой проект ни много ни мало 33 млрд. рублей. Говорится, что это 12 километров от Переславля-Залесского. Более определённо можно сказать, где?
– Там, где сейчас строится курорт «Золотое кольцо». Рядом с ним. Мы считаем, что «Страна детей» и этот курорт будут в какой-то степени дополнять друг друга. А в плане расходов на инфраструктуру можно будет «детский» проект даже удешевить: дороги там уже есть, газ туда идёт.
– Поскольку всё задумано очень впечатляюще – как сеть детских лагерей – можно понять, что это должно быть чем-то вроде «Артека»?
– Абсолютно точное сравнение. Людей иногда пугает масштабность. Но инициаторы проекта просто показали то, что они хотели бы получить лет через десять. Обозначили горизонт. Проект предусматривает строительство комплекса независимых друг от друга «деревень». Одна будет принимать, допустим, юных художников. Сделают её, начнёт она работать, а рядом уже будет строиться другая, скажем, для юных физиков с математиками. Потом третья «деревня» – музыкальная и т. д. Это действительно аналог «Артека», «Орлёнка», но на новом уровне. Круглогодичные лагеря, подчёркиваю.
– А фишка всё-таки в чём? В том, что там будут уникальные условия для отдыха и развития или в том, что, как я где-то прочитала, дети смогут отдыхать там вместе с родителями?
– Нет! Родители смогут жить на курорте «Золотое кольцо» – рядышком. Курорт предназначен для всей страны, семья приезжает, взрослые путешествуют по нашим достопримечательным местам, занимаются спортом, а ребёнок в это время отдыхает в «Стране детей». Смены двухнедельные.
– Обращает на себя внимание цифра: вся эта детская страна рассчитана на огромное количество обслуги. Потребуется заполнить шесть тысяч рабочих мест. Найдётся ли в небольшом городе Переславле столько?
– Проблема серьёзная. И мы это понимаем, готовиться к ней надо. Поэтому одна из задач, которую сейчас решает правительство области, – создание программы подготовки кадров. Сложилось так, что сегодня мы по сути вынуждены отвечать за последствия каких-то прошлых процессов. Если разобраться, безработицы у нас практически нет – это правда. С одной стороны, на бирже стоит какое-то количество людей, но с другой – есть гораздо большее количество вакансий. Одно с другим не совпадает, получился некий структурный перекос. Нужно в ближайшие годы такой перекос исправить.
По Переславлю в связи с этой ситуацией возникают две темы. Первая: какую-то часть необходимых кадров нужно начинать потихоньку готовить уже сейчас. Вторая: почему бы не иметь в виду миграцию? Если это квалифицированный труд – а воспитатели, высококлассные руководители каких-то секций, педагоги-математики, физики – это квалифицированные специалисты, и мы только будем приветствовать подобных мигрантов. И не просто приветствовать, а создавать им условия, строить для них жильё, чтобы они к нам из других регионов приезжали. На мой взгляд, регион у нас привлекательный. На Чукотку, например, немногие готовы ехать, даже если там предлагается жильё, а Переславль – самый центр России, почему бы не поехать?
– В проекте заявлены умопомрачительные цифры. Объём предполагаемых инвестиций в проект «Страна детей» 33 млрд. рублей – больше, чем в гаврилов-ямский нефтяной проект. Простите за такой вопрос: это не «пузырь»? Кто стоит за этим ЗАО?
– Стоит группа инвесторов. И снова скажу: это не значит, что вся огромная территория, отведённая под «Страну детей», начнёт застраиваться одновременно. Возьмём уже упомянутый курорт «Золотое кольцо». Там тоже объявленная сумма инвестиций немаленькая – 10 млрд. рублей. На сегодняшний день профинансировано и освоено около 2 млрд. рублей – нормально за два года. Так и со «Страной детей», где имеются в виду тоже не единоразовые инвестиции. Кто финансирует проект? Банки. Нужен свой небольшой начальный капитал, а дальше – кредиты. Поскольку этот проект получил поддержку на федеральном уровне и федеральное правительство рассматривает его как важный и нужный, банки, чувствуя такую поддержку, охотно готовы его кредитовать. Насколько мне известно, инвесторы контактируют с Внешэкономбанком, ещё с несколькими.
Что ещё вызывает оптимизм? Есть спрос на такой вид детского отдыха. В первый момент действительно может возникнуть ощущение, не слишком ли громкие цифры заявлены? Но вдумайтесь: в Российской Федерации государство вместе с различными организациями (теми же заводами) тратят на отдых детей в лагерях 72 млрд. рублей в год. Объём тех же услуг у инвесторов переславского проекта 5 млрд. рублей. И когда? Когда упомянутые 72 млрд. превратятся, возможно, в 100 млрд. рублей. Поэтому на самом деле мы хотим занять совсем небольшую нишу в масштабах страны, 5 – 6 процентов.
Цифры, озвученные инвесторами, только кажутся большими, страна ведь у нас огромная. Во многих областях, особенно тех, кто севернее и восточнее нас, в бюджет закладываются серьёзные средства на отдых детей в климатически более благоприятных регионах. Так почему бы им не отправлять своих детей не только в Краснодарский край, к морю, но и в Ярославскую область, богатую лесами, озёрами, грибами, ягодами и всеми другими прелестями средней полосы России? Так что мы предлагаем себя как круглогодичную альтернативу югу.
– Сообщалось, что в Сочи наш губернатор присутствовал на подписании меморандума о локализации производства энергоэффективных проводов нового поколения. Одновременно там был презентован инновационный завод «Сим-Росс-Ламифил». Компания «Сим-Росс» уже давно работает в Угличе. В чём тогда новость?
– Речь идёт о новой продукции – энергоэффективных проводах нового поколения для ЛЭП. Сегодня такие провода на 100 процентов импортируются. Компания «Сим-Росс» вместе с компанией «Ламифил» взялись за решение этой проблемы. При поддержке администрации области построен завод «Сим-Росс-Ламифил» в Угличе, будет создана научно-исследовательская база. В ходе форума были подписаны соответственно соглашения с федеральной сетевой компанией ЕЭС. Так что легко можно представить масштаб этого проекта, раз с ними будет взаимодействовать ФСК и она же их продукцию покупать.
Если объяснять всё на бытовом уровне, то мало кто, наверное, знает, что провода, которые тянутся от ЛЭП, нагреты градусов на 90 – 100. Упрощённо говоря, чем выше допустимая температура провода, тем больше электричества по нему проходит. Эффективность больше – потерь меньше. Есть специальные технологии, которые позволяют этого добиваться.
В стране сейчас идёт процесс замены проводов на линиях электропередачи, они ведь стареют. По данным Министерства энергетики РФ, изношенность их по стране составляет 70 процентов, а это сотни тысяч километров, которые требуются. Хочется, чтобы и Ярославская область принимала в этом участие.
– Обратило на себя внимание слово «локализация». Значит ли это, что Углич станет единственным местом в России, где будет сконцентрировано производство такой продукции?
– Нет, тут под словом «локализация» понимается другое: перенос такого производства на территорию Российской Федерации. Есть ещё понятие «степень локализации». На первом этапе «Сим-Росс» собирается привозить катанку (полуфабрикат для производства проводов) из других мест – от иных российских производителей или из-за границы. На следующем этапе здесь будут делать и саму катанку. Это повысит степень локализации и соответственно величину добавленного продукта на нашей территории, что нам, естественно, выгодно.
– Стоит упомянуть ещё один инвестиционный проект, который делегация Ярославской области привезла из Сочи. Компания «Сыктывкар-Тисью групп» откроет в Семибратове завод по выпуску санитарно-гигиенических изделий. Что именно имеется в виду?
– Бумажные полотенца, салфетки, туалетная бумага.
– Это при каком-то существующем семибратовском предприятии?
– Нет. В Сыктывкаре есть очень мощное, широко известное и успешное предприятие такого профиля. У нас оно намерено построить свой завод европейского уровня. Здесь большой рынок, рядом Москва. Это будет абсолютно новый завод.
– Каким образом всё-таки правительство области сумело привлечь таких интересных в большинстве своём инвесторов? Налоговыми льготами, ещё чем-то?
– Вы знаете, есть такое понятие – инвестиционный климат. Многие о нём говорят, а мы просто хорошо понимаем, что это такое. Приблизительно три года назад стали известны некоторые методики, связанные с тем, как и где узнать о потенциальных инвесторах, чем и как их заинтересовать. В числе прочего мы воспользовались методикой компании KPMG. Она делит факторы, которые учитывают потенциальные инвесторы, на жёсткие и мягкие.
Жёсткие – это те факторы, на которые сложно или вообще невозможно влиять. Применительно к нашей области это, например то, что она находится к северо-востоку от Москвы. И есть мягкие факторы, над которыми можно и нужно работать: административные барьеры, налоговые льготы, уровень безопасности в регионе, качество дорожной сети, наличие или отсутствие кадров, образовательных учреждений и т. д.
Проанализировав жёсткие факторы, мы поняли, что у нас очень неплохие шансы для привлечения инвесторов: близко Москва, развитый транспортный узел – железнодорожный, водный, автомобильный – и другие плюсы. Одновременно мы начали работать с мягкими факторами – теми, которые реально можно улучшать. И инвесторы к нам пошли.
– Напоследок ещё одно, о чём хотелось спросить. Ярославская делегация была в Сочи с целью посмотреть, что предлагается, встретиться с потенциальными инвесторами или Ярославская область тоже как-то предлагала себя в качестве инвестора?
– Мы в этот раз представляли наши кластеры. То есть по сути представляли там наших инвесторов и свои методы работы с кластерами. На самом деле кластер – это взаимосвязанная система, в которой кроме участвующих в нём предприятий завязаны и система образования, и система подготовки кадров, и соответствующая научно-исследовательская работа – те самые аспекты, которые реализуются в регионе с непосредственным участием правительства области. Мы представили там кластер дизелестроения, кластер фармацевтической промышленности и инновационной медицины, были туристический кластер и некоторые отдельные проекты. В этом году у нас было такое решение.