Всю её долгую трудовую биографию (а работает Елена Авенировна на ниве просвещения уже 35 лет) можно передать двумя простыми словами – учитель от Бога.
Уже в детстве, рассаживая кукол и плюшевых мишек, она играла с ними в школу. В пять лет, наблюдая за тем, как старшая сестра учит домашние задания, девочка настолько поднаторела в сложении и правописании (о беглости чтения я даже не говорю), что её готовы были зачислить в школу экстерном, сразу во второй класс. Но мудрая мама решила не спешить. Учёба всегда давалась Елене очень легко, и сам факт узнавания чего-то нового вне зависимости от области знаний доставлял настоящее удовольствие.
– В пятом классе к нам на урок пришла молодая учительница французского языка, её звали Наталья Васильевна Валуева. Она была такая модная, обаятельная, яркая, что я сразу же безоговорочно решила: буду как она, – вспоминает Елена Авенировна и шутит, что в то время, как подружки в артистов и в эстрадных певцов влюблялись, её кумиром стала «француженка» и как следствие этого – страстная любовь к языку Дюма и Мопассана.
С того дня героиня нашего рассказа просто шла по прямой к поставленной цели. Окончив школу, легко поступила в Ярославский педагогический институт на факультет иностранных языков, виртуозно обойдя на вступительных экзаменах абитуриентов-конкурентов из школ с углублённым изучением французского. Все пять институтских лет, по словам моей собеседницы, она «упоённо наслаждалась французским» и, не имея привычки что-либо делать вполсилы, методично и досконально изучала немецкий, который так и не лёг на сердце. (Зато, опережая хронологию событий, замечу, что знание немецкого очень пригодилось ей позднее, когда она вместе с мужем и маленьким сыном три года жила в Германии.)
Собственно, историю последовавших за получением институтского диплома долгих трёх десятилетий можно запросто изложить в нескольких предложениях: её первая школа номер 27 в Дзержинском районе Ярославля, куда она пришла в статусе учительницы – первый в её жизни класс, дети, которых она приняла всем сердцем едва оперившимися после начальной школы птенцами и проводила во взрослую жизнь; рождение двух сыновей и новая школа, 30-я, где волею житейских обстоятельств Елена Авенировна изменила свой педагогический профиль, став учителем начальных классов.
– Не жалеете?
– Жалею лишь о потерянном языке, который по-прежнему очень люблю, но искренне рада, что судьба свела меня с первоклашками – они более благодарная публика.
Елене Авенировне Герасимовой, как и многим нынешним педагогам, выпало пройти непростой, подчас противоречивый, состоящий из проб и ошибок путь модернизации системы образования. Её первые первоклашки старательно выводили в тетрадках в косую линеечку «ма-ма мы-ла ра-му» совсем в другой стране, в Советском Союзе, и эти же самые слова в одно и то же время писали все семилетки в каждой школе от Калининграда до Владивостока. А теперь в каждой школе – по нескольку программ для начальной ступени, родители мечутся (и вместе с ними учителя), выбирая между Занковым и Элькониным, традицией и программой «2100», а в школьном дневнике в расписании рядом с литературным чтением у вчерашних детсадовцев стоит не только предмет «окружающий мир», но и «информатика». Как тут не вспомнить шлягер 80-х: «Нынче в школе первый класс вроде института...».
Елена Авенировна Герасимова уверена: все перемены в образовании – это естественный и своевременный ответ на требования времени, и нынешних детей никак нельзя сравнивать с теми, кто впервые открыл школьную дверь пять – десять лет назад, а учить их по учебникам пап и мам просто невозможно. Она признаётся, что раньше работать было куда проще («примитивнее была программа»), но сейчас – значительно интереснее, хотя каждый урок и требует куда более серьёзной подготовки и от ученика, и от учителя. А когда учителю самому интересен его предмет, то и дети воспринимают его совсем по-другому.
Кстати, сама Елена Авенировна всю жизнь продолжает учиться и делает это с неугасающим юношеским энтузиазмом: начав свою педагогическую карьеру чистым гуманитарием, теперь признаётся, что неожиданно полюбила математику и информатику. Она не боится эксперимента, и одной из первых в родной 30-й школе перешла на преподавание по новым методикам и программам, и именно выпускники Герасимовой по объективным оценкам руководства школы подходят к средней ступени наиболее подготовленными.
Профессия учителя – это бесконечный, кропотливый труд, умноженный на любовь. Без любви в школе делать просто нечего. Но возможно ли любить всех детей одинаково, сомневаюсь я?
– Любить – нет, но понять и принять их такими, какие они есть, учитель просто обязан, – убеждена моя собеседница. – Хотя как их не любить? Был у меня мальчик Ванечка, рыженький, как солнышко. Сидел на первой парте и слушал, кажется, не дыша. И вот однажды поднимает Ванечка руку и совершенно взрослым тоном мне заявляет: «Разрешите с вами не согласиться...». Каково?
Елена Авенировна вообще любит, когда дети с ней спорят на уроках, отстаивая свою точку зрения (если, конечно, спор по существу); считает, что открытый, готовый к общению со взрослым ребёнок более восприимчив к обучению.
Герасимова отнюдь не из тех, кто видит весь мир в розовом цвете. Говорим мы и о проблемах, которых немало в современной школе: это и низкая, несмотря на все повышения, заработная плата, и отсутствие в школе педагогов-мужчин, да и молодёжь неохотно идёт «сеять разумное, доброе, вечное», ибо престиж профессии, что скрывать, всё-таки невысок. И тем не менее вне школы Елена Авенировна Герасимова себя не мыслит, говорит, что в общении с детьми черпает силы, чтобы работать дальше.
Её первые первоклашки давно выросли, сами стали родителями, и теперь они приводят к любимой первой учительнице уже своих детей. Это ли не доверие, не подлинное признание того, что всем своим ученикам эта удивительно прекрасная женщина, учитель от Бога действительно помогла взлететь?