Жан де Глиниасти, общаясь с журналистами, заметил: ничто так не объединяет государства, как совместная работа в масштабных проектах. Заметим, что история НПО «Сатурн» начиналась с создания в Рыбинске в 1916 году одного из заводов «Русский рено», который призван был обеспечить русскую армию современным автомобильным транспортом. Рыбинский завод стал одним из крупнейших заводов Рено в Европе, а поток банковского капитала ускорил превращение патриархального купеческого Рыбинска в мощный промышленный центр Поволжья.
Так было, а сегодня «Сатурн» – ведущая компания в российском газотурбостроении. Программа создания двигателя SaM146 для нового российского самолёта «Сухой СуперДжет100» – один из самых крупных франко-российских проектов, он признан приоритетным на уровне глав правительств России и Франции.
Совместная работа над проектом началась около десяти лет назад, и, пожалуй, все события этой истории – со словом «впервые». В 2006-м были собраны первые два опытных двигателя и начались их стендовые испытания, а в апреле 2009 года два первых «СуперДжета» впервые совершили успешный масштабный перелёт Комсомольск-на-Амуре – Новосибирск – Москва (Жуковский). В августе 2010 года после успешной сертификации типа EASA началось серийное производство двигателей SaM146. А уже сегодня 11 воздушных судов (а значит, и 22 двигателя SaM146) работают на воздушных авиалиниях стран СНГ. Их общий налёт в коммерческой эксплуатации превысил 21 тысячу часов (13 тысяч циклов). И что важно: надёжность вылета по расписанию для двигателей SaM146 составляет 99,9 процента.
Российский «СуперДжет» с рыбинскими двигателями успешно зарекомендовал себя в коммерческих рейсах авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии». В ближайшее время ГСС («Гражданские самолёты Сухого») планирует поставки лайнеров в авиакомпанию «Якутия». С участием итальянских коллег «СуперДжеты» будут поставляться и в дальнее зарубежье, на подходе Индонезия, Лаос и Мексика. В портфеле заказов на российские «СуперДжеты» – около 170 воздушных судов, а это 350 авиадвигателей SaM146, половина из них со статусом «твёрдые».
Всего лишь несколько десятков шагов в огромном сборочном цехе – и вот она, Франция! Управляющий директор «Сатурна» Илья Фёдоров знакомит гостей и журналистов с французскими специалистами, которые здесь работают уже несколько лет. Кристель Гайе – операционный директор от компании «Снекма» в Рыбинске, заместитель директора по производству НПО «Сатурн» по программе SaM146, с улыбкой признаётся: я одной ногой на «Сатурне», а другой – на «Снекме». Вместе с Мишелем Ранже, заместителем директора программы SaM146 от компании «Снекма», наравне со своими сатурновскими коллегами они руководят проектом, участвуют в оперативных совещаниях.
Сегодня на «Сатурне» и совместном предприятии «ВолгАэро» трудятся десятки французских специалистов. По признанию Ичльи Фёдорова и президента компании «Снекма» Пьера Фабра, взаимодействие сторон, организация производства сегодня на уровне мировых стандартов. По мнению Георгия Конюхова, заместителя генерального конструктора – главного конструктора проекта SaM146 НПО «Сатурн», французские коллеги многое почерпнули у рыбинских в умении работать в нестандартных условиях высокой степени новизны, требующих быстрого решения и его реализации. Французские партнёры привнесли большую упорядоченность, плановость, обязательность, эти нормы стали законом.
В реализации проекта Россия и Франция участвуют на паритетных началах. Горячую часть двигателя (газогенераторы и турбины) обеспечивает «Снекма», целый спектр деталей «холодной» части производит «Сатурн». Окончательная сборка двигателя и его стендовые испытания проходят в Рыбинске. А затем двигатели отправляются в Комсомольск-на-Амуре, где на одном из предприятий компании «Гражданские самолёты Сухого» их устанавливают на «СуперДжеты».
Совместная работа партнёров достигла столь высокого уровня организации, что они выполняют свою работу в абсолютном синхроне. С начала серийного производства «Сатурн» и «Снекма» поставили уже 40 авиамоторов, обеспечивая сегодня производство 4 – 5 двигателей в месяц. Причём производство постоянно совершенствуется, что позволяет увеличивать пропускную способность сборочного цеха. Уже в следующем году производство двигателей будет удвоено и составит уже 96, в дальнейших планах – ежегодный прирост в 50 единиц.
Директор программы SaM146 ОАО «НПО «Сатурн» Михаил Берденников, отвечая на вопросы журналистов по динамике развития проекта, отметил, что «в настоящее время в ГСС поставлено требуемое количество двигателей для самолётов, находящихся в производстве в Комсомольске-на-Амуре. Наша цель – обеспечить, чтобы собираемые самолёты и в будущем не дожидались двигателей. Все потребности самолётостроителей в этих моторах удовлетворяются и будут удовлетворяться полностью».
Особый интерес к российско-французскому двигателю обусловлен тем, что, рассчитанный на «СуперДжеты» вместимостью 95 пассажиров, он легко может быть адаптирован как для 75-, так и для 115-местных лайнеров. Дальнейшая совместная работа «Сатурна» и Группы «Сафран», как сообщил управляющий директор НПО «Сатурн» Илья Фёдоров, будет направлена на совершенствование двигателя, на повышение его экономичности, что сегодня весьма актуально для любой авиакомпании.
– Совместная программа SaM146 изменила лицо российского авиадвигателестроения, в буквальном смысле прорубила окно в мир продукции, сконструированной с участием российских конструкторов и произведённой в нашей зоне ответственности – на российском предприятии, – считает директор программы SaM146 НПО «Сатурн» Михаил Берденников. – Наш родной «рыбинско-вилярошевский» SaM146 – пока единственный сертифицированный по международным требованиям гражданский авиадвигатель, произведённый в России. При этом «Сатурн» – не поставщик деталей, а равноправный партнёр в этом масштабном проекте. Это особенно значимо на фоне вступления России в ВТО, к которому мы в отличие от других готовы в полной мере. Фундамент этой готовности был заложен десять лет назад, когда было принято стратегически верное решение – идти путём международной кооперации.
«Программа весьма значима и для Франции, – считает Мишель Ранже, заместитель директора программы SaM146 от компании «Снекма», – потому что для нас это сотрудничество с великой авиационной державой».
– Этот совместный российско-французский проект общероссийского масштаба позволяет продукции Ярославской области выйти на мировой рынок, – отметил губернатор Сергей Ястребов. – В перспективе это принесёт и новые плоды – приход столь крупной компании в наш регион даёт сигнал другим серьёзным инвесторам.
Впрочем, в чём уверены и рыбинские, и французские участники программы, она изменила не только «Сатурн» и его технологии. Изменения на человеческом уровне – вот что не менее важно и для «Сатурна», и для рыбинцев. И в этом плане приход «Альянс Франсез» – своего рода сертификация города Рыбинска, который принял идею единения людей, культур, традиций, сотрудничества двух государств в области культуры, образования, межвузовских связей, науки, техники и информации.
1 октября глава Рыбинска Юрий Ласточкин и посол Франции в России Жан де Глиниасти подписали договор о намерениях между посольством Французской Республики в Российской Федерации и администрацией города Рыбинска в интеллектуальном, научно-образовательном и культурном сотрудничестве.
Примечательно, что президентом рыбинского «Альянса» стал заместитель генерального конструктора – главный конструктор проекта SaM146 ОАО «НПО «Сатурн» Георгий Михайлович Конюхов.
«Наш «Альянс Франсез Рыбинск» может сделать много полезного для всех, кто работает в международной программе SaM146 и кто будет работать дальше в новых российско-французских программах, – уверен Георгий Конюхов. – Решение посольства Франции в России, администрации города Рыбинска, Группы «Сафран» и НПО «Сатурн» было совершенно правильным и закономерным. Добро пожаловать в «Альянс»! Тем более поводов для того, чтобы общаться при таких глубоких культурных традициях, огромном количестве контактов, которые могут быть реализованы, более чем достаточно».