В общем, почитать есть что, и всё это видим мы не на прилавке магазина и не на стеллажах библиотеки. А сама полка – не обычная твёрдая, а вроде матерчатой сумки с карманами, подвешена... на поручни в салоне троллейбуса. Читай, коли время есть, а если чем-то всерьёз заинтересуешься – бери домой, не стесняйся.
Никакого читательского билета для этого не требуется. Возьми и потом возврати или дай почитать другим, как сказано в обращении к пассажирам – всё по их доброй воле. Место действия – салон ярославского троллейбуса № 9, только что с кольца у шинного завода взявшего привычный курс через центр города и дальше в самый конец Московского проспекта.
Всего в эти дни в пути с книжными полками для свободного доступа на самых протяжённых, плюс-минус часовых, маршрутах находятся полтора десятка единиц муниципального электротранспорта: пять трамвайных вагонов идущей из центра в Брагино «семёрки» и десять салонов троллейбусных – пять «девяток» и столько же «восьмёрок».
За проект «Книги в дорогу» из программы фестиваля идей «Архитектура движения», поддержанный субсидией областного департамента культуры, на партнёрских началах, взялись управление «Яргорэлектротранс» и городское библиотечное сообщество. Правда, если для библиотекарей буккроссинг, практика обмена книгами из рук в руки, и в наших краях давно не в новинку, то этого совсем нельзя сказать о диспетчерах и водителях трамваев и троллейбусов. Об их непростой первой реакции на предложение стать участниками проекта можно судить хотя бы по интервью, взятому нами перед началом акции в диспетчерской на кольце «девятки» у водителя-наставника Владимира Субботина.
– Замысел приняли у нас не столько с энтузиазмом, сколько, я бы сказал, с настороженным удивлением: дескать, не получится ли так, что побежим впереди телеги, готовы ли к такому новшеству пассажиры – вот вопрос, – услышали мы от нашего собеседника. – Они же всегда спешат, озабочены делами. А кроме того, возим ведь и бомжей с грузом пустых бутылок и банок, а по вечерам частенько и молодёжь, успевшую подбодриться пивком – до чтения ли им? А с другой стороны, идея не с потолка взята, вполне отвечает планам мэрии поднять социальный транспорт в глазах горожан и особенно молодёжи, изменить к нему их, мягко говоря, равнодушно-холодноватое отношение. А на маршруте той же «девятки» и МУБиНТ, и профессиональный лицей, и два университета – Демидовский и технический – самое то! Вот и решили мы попробовать. Говорят, ходят же в Питере «читающие троллейбусы».
Далеко ли нам до Питера, с таким вопросом и садились мы в «девятку» с книжной полкой под шапкой проекта «Книги в дорогу», подвешенной на самом видном месте. И что же? Проехали до Крестов и обратно. Салон не был битком набит, как в час пик, не обратить внимание на новшество было просто невозможно. Так вот, примерно до половины пути наши корреспонденты оставались единственными читателями в «библиобусе».
И только где-то на подъезде к Волковскому театру незавидную репутацию пассажиров, «не заметивших» книг, разложенных буквально под носом, спасла молоденькая горожанка по имени Злата. Она не только рискнула взять в руки бунинский сборник и полистать его, но и успела дать блиц-интервью «Северному краю»:
– Слабо реагируем, но не обязательно потому, что интереса нет. Кто-то просто растерялся. Было бы лучше, если бы о проекте мы услышали в дороге по громкой радиосвязи. Я с детства сторонница классики, а Бунина сейчас только полистала, он у меня дома почти весь имеется. А вообще-то хорошо придумали, я – за.
Продлится эксклюзивная акция до конца фестиваля «Архитектура движения», то есть ещё две недели, с тем же подвижным составом, на тех же маршрутах, с пополнением при необходимости книжных комплектов. Откуда литература? Из фонда в две сотни названий, собранного в диапазоне имён «от Петрарки до Петровых» для проекта Юлии Кривцовой из читательских даров при участии всех филиалов городской ЦБС, рассказала нам директор Лермонтовки Светлана Ахметдинова.
У автора проекта есть расчёт на то, что ещё до окончания фестиваля к акции подключатся сами читатели, сработает принцип буккроссинга – он давно в ходу в Ярославле не только в библиотеках, но и в молодёжных клубах. В планах передать эти книги «Яргорэлектротрансу», чтобы его управление уже самостоятельно, если сочтёт нужным, использовало и такой дополнительный шанс, чтобы вместе с мэрией помочь городскому общественному транспорту не отстать, и теперь уж бесповоротно, не только от «читающего троллейбуса» северной столицы, но и от самой жизни.
Гость | 11.09.2012 в 17:44 | ответить0
Идея забавная, но, скорее всего, провалится. Народ и дома-то не читает, что уж про троллейбус говорить. Лучше бы запустили по троллейбусному радио аудиокниги или записи «Театр у микрофона». Кто-то что-то услышит, понравится — а тут выходить. Вот тогда он дома найдёт недослушанный текст и его прочитает. Или найдёт запись — и дослушает.
Гость | 11.09.2012 в 20:17 | ответить0
Правильно.
Гость | 12.09.2012 в 18:56 | ответить0
В моём троллейбусе был только Шолохов. А я его ещё 50 лет назад читал, блин.