Всё выглядело так. В субботу вечером, когда на фабрике технических тканей ЗАО «Корд» заступила на рабочие места ночная смена и с улицы через стены трёхэтажного основного корпуса слышался ровный гул станков, в той половине его огромного, с высоченными потолками прядильного цеха, что по ходу идущей на фабрике модернизации оказалась не у дел, волонтёры повесили видеоэкран, расставили перед ним стулья для зрителей, освободили площадку для перформанса, нашли место для бара с минералкой, пепси и коктейлями под бутерброды.
В проходной пропускали по паспортам, но в цехе никакой охраны мы не обнаружили. На противоположном дальнем его конце, отгороженном пустыми бобинами для пряжи и заградительной лентой, как ни в чём не бывало занимались привычным делом станочницы. К слову, сверхпрочная ткань ярославского производства из кручёной нити по-прежнему в ходу – идёт и на борта покрышек, и на конвейерные ленты, и на оболочки надувных госпиталей и столовых, которые, когда потребуется, сбрасывают с самолётов, и на знакомые каждому обрезиненные перила эскалаторов Московского метро.
Компания собралась до того разночинная, что даже трудно сказать, где бы ещё могли они оказаться вместе и пообщаться, как здесь, в свободном режиме – волонтёры-студенты, деловые люди при галстуках, скромно одетые библиотекари и музейщики, гламурного облика молодёжь, оказавшись бок о бок с руководством «Корда» во главе с гендиректором, выпускником Демидовского университета, кстати, кандидатом экономических наук Алексеем Москвиным.
После краткого приветственного слова с приглашением на экскурсию по фабрике гендиректор и его команда сразу попали в ту неординарную ситуацию, когда, пусть на один вечер, оказались они, можно сказать, в гостях, оставаясь у себя дома. Вместе со всеми смотрели слайды питерского фотографа Марии Павловой (например, читателям «Коммерсанта» это имя знакомо по снимкам в его изданиях) – сделанную на «Корде» к открытию фестиваля портретную галерею тех горожан, кто откликнулся на приглашение через социальные сети поучаствовать в экспериментальной фотосессии в индустриальном интерьере.
Ещё одним, а может быть, и главным гвоздём программы стал показ эскизных разработок к проекту архитектурного «Кремнёв-ателье» под условным названием «От хлопка к культуре» с комментариями директора Агентства творческих инициатив Сергея Кремнёва и его соавторов. Без остановки производства (!) предлагают они развернуть на свободных площадях фабрики культурно-деловой центр с театральным залом, архитектурным бюро, студиями дизайна и фотографии, репетиционной базой современного танца, зелёной зоной, плавательным бассейном, дорожками для променада не только в фабричном дворе, но и на просторных крышах цехов.
Своеобразным приложением «здесь и сейчас» к архитектурному фэнтези стал финальный перформанс. Пройти на деле путь «от хлопка к культуре» кураторы фестиваля поручили в тот вечер сборной
команде ярославских танцовщиков стиля «контемпорари». Две недели восемь исполнителей и хореограф из Нью-Йорка Елена Демьяненко сочиняли спектакль по впечатлениям от перечитанного текста «Слова о полку Игореве» и городских пейзажей древнего города. Как одно с другим вяжется, наверняка каждый зритель понял по-своему. Зато все увидели в тот вечер, что действо, рождённое свободным порывом души, нормально смотрится и под гул станков.
В конце вечера инициаторы акции встали в кружок, чтобы сверить впечатления.
– Как использовать площади, освободившиеся в ходе модернизации производства, – проблема мировая, а не только ярославская или общероссийская. Известна и международная практика превращения индустриальных пространств в площадки действующей культуры, – напомнил гендиректор «Корда». И дал такое резюме: – Кураторы фестиваля пришли к нам, как мы видели, не с пустыми руками, а ход презентации показал, что это интересно самым разным людям. Мы не скрываем, что свободных инвестиций для продвижения задуманного в жизнь у «Корда» пока нет, но мы готовы к сотрудничеству. Уникальный проект заслуживает внимания и бизнеса, и власти – ведь в одушевлённой среде спорится любое дело.
Фестиваль «Архитектура движения» продолжается. Позади «резиновый пикник» на стадионе «Каучук» посёлка Резинотехника, акция «Верни себя городу» с виртуальным участием ярославцев, живущих по всему миру, первая из трёх запланированных «спонтанных бесед» в книжной лавке Юрия Шевцова в «Арс-форуме». Вчера об умных способах борьбы с вандализмом на городских улицах – о том, как можно мирными творческими средствами противостоять, допустим, незаконной расклейке объявлений или художествам самозваных авторов граффити, размышлял в студии дизайна в Мукомольном переулке гость из Москвы Эркен Кагаров, вице-президент академии графического дизайна, один из немногих в нашей стране специалистов, исследующих городское пространство как единое целое.