На месте трагедии, когда вооружённая до зубов банда террористов в час торжественной линейки, посвящённой Дню знаний и началу нового учебного года, захватила больше тысячи заложников, превратив опоясанной зловещей гирляндой из самодельных взрывных устройств спортзал школы в тюремный застенок.
Трёхдневная его осада бойцами спецназа и спасателями МЧС закончилась штурмом школы и справедливым возмездием бандитам - 32 террориста в ходе операции были уничтожены. Но не забудем: трагедия обернулась гибелью ни в чём не повинных людей - среди них 186 детей разных возрастов. «Город ангелов» - слова эти выбиты на входной арке кладбища в Беслане, где они похоронены (второе фото).
Эти снимки фотокорреспондент регионального отделения Ассамблеи народов России Марина Козлова сделала в Беслане накануне нынешнего учебного года и Дня солидарности в борьбе с терроризмом: в календарях появился он после бесланской трагедии и приходится в нынешнем году на первый понедельник сентября. Первыми зрителями фоторепортажа из «Города ангелов» станут в этот день в Ярославле старшеклассники средней школы № 33. Поговорить на эту тему вместе с руководством мэрии и депутатами муниципалитета придут сюда специалисты правоохранительных органов, посланцы религиозных конфессий, лидеры местных национальных диаспор. А затем обсудить, как сообща противостоять одной из самых опасных угроз в XXI веке, соберутся они за «круглым столом» в большом зале мэрии. По замыслу его организаторов перед планшетами с фоторепортажем из Беслана зажгутся в эти дни свечи памяти.
- Моими гидами в Северной Осетии были Вера Дзабиева, её родственники и знакомые, - рассказывает о поездке автор снимков. - Сама Вера Николаевна бывает здесь каждый год. Будучи старожилом Ярославля, ездит поклониться могиле супруга, с которым верой и правдой прожили многие годы. Для меня же эта поездка в Северную Осетию была первой и я могла бы кое-что рассказать, например, о нашем путешествии в горы, когда начинаешь чувствовать знакомый альпинистам и верхолазам ветерок под лопаткой. Так мы о Беслане. Там построена новая школа, а в старой, где изрешеченные пулями и осколками стены обклеены портретами погибших, решили оставить всё, как было семь лет назад - обгорелые рамы окон, покорёженные учебные доски - в одном из классов на самом видном месте как был, так и остался портрет Маяковского. А вот спортзал с обгорелой шведской стенкой и корзинами без сеток на баскетбольных щитах подремонтировали: натянули над ним пластиковый купол, стальными балками укрепили стены. Возле креста горят там церковные свечи, стоят открытые бутылки с чистой питьевой водой - террористы во время осады не давали детям пить...
На одном из снимков за окнами спортзала видна стройка. Зал станет частью будущего православного храма. Продолжается сооружение защитной оболочки, по словам автора фоторепортажа, напоминающей по форме огромный поминальный венок. Каким задуман храм, видно по панораме фасада, снятой с улицы. На транспаранте подпись к его макету: «Построим храм бесланских младенцев». И рядом слова преподобного Серафима Саровского: «Десница Господа коснётся того, кто строит храмы».
«Город ангелов» встретил ярославцев тишиной. Здесь не слышно птиц, не шумят деревья. Безмолвно и бронзовое «Древо скорби»: ствол - четыре женских фигуры, крона - в их распростёртых руках крылатые ангелы, улетающие в небо (на третьем снимке). Рядом - памятник бойцам отрядов «Альфа», «Вымпел» и спасателям МЧС, погибшим во время штурма школы. На раскинутой плащ-палатке - каска и бронежилет, прикрывающий двух медвежат - один вырезан скульптором из камня, а другой чья-то домашняя игрушка - плюшевый.
Ещё один кадр из «Города ангелов»: на красно-коричневом мраморе стелы погребения девятилетней Алёны Дроган - стихи неизвестного автора. «Не стой над моей могилой и не плачь.//Я не здесь, я тысяча дующих ветров,//Я бриллиантовая снежинка на снегу.//Я солнечный свет на созревшей пшенице.//Я ласковый осенний дождь.//Ты увидишь всё это, когда проснёшься в утренней тишине...».
- Когда из «Города ангелов» ехали мы по Беслану, видели весёлых и беззаботных детишек, играющих на тротуаре, - заканчивает свой комментарий наша собеседница. - Может быть, кто-то из них родился в семье, где погибли старшие сыновья или дочери. Жалею, что их не снимала. То был бы, наверное, ещё один веский довод, что жизнь всегда сильнее смерти.