Жил он в третьем веке по Рождестве Христовом. Тогда западная и восточная Церковь была ещё единой христианской Церковью, и потому этого святого одинаково чтят православные и католики. Молитвами своими он излечил юношу, который за три года до этого повредил спину и сильно страдал от боли. К каким только врачам не обращались его родители, истратили много денег на это, но никто, кроме епископа Валентина, не смог ему помочь. Причём помог бескорыстно.
Но третий век – это ещё и время господства язычества в Риме. Местный градоначальник, из язычников, узнав об этом, а паче о том, что случай способствовал дальнейшему распространению христианства, велел арестовать и засадить епископа в тюрьму. Там его принуждали отречься от Христа, однако уговоры и посулы не возымели успеха. Тогда Валентину отсекли голову, рассказывается в Православном календаре.
И думаю, вполне резонно было бы в день его памяти христианам хотя бы пожелать друг другу крепости в вере, ну и здоровья, конечно, духовного и телесного. А ещё верных и преданных друзей и учеников, таких как святые Прокул, Ефив и Аполлоний, жившие в семье отца излеченного юноши. Они не оставили приятеля в болезни, а излечившего его епископа навещали в тюрьме. Не отреклись они и от увиденного своими глазами чуда излечения, сотворённого молитвами святого. Не отреклись до самого смертного своего часа, ведь за исповедование христианства их тоже приговорили к казни. А отец юноши, забрав тела четырёх убиенных, на что в те времена также требовалось огромное мужество, захоронил их вместе.
Такая вот была история. Согласитесь, она проникновеннее и значительнее той, которой нас кто-то призывает следовать, про монаха, который самочинно благословлял не благословляемые ни Церковью, ни родителями браки, чем на самом деле, говоря современным языком, попросту «отмазывал» юношей от их гражданского долга – служения Отчеству и защиты его от врага...