Согласно проекту, зарплата «государева человека» теперь будет зависеть от результатов его работы. Однако тут и возникают наибольшие сложности: что брать за основу зарплатообразующих критериев-показателей? Чиновники Минтруда эту часть реформы пока не комментируют – сейчас вопрос активно обсуждается с ведомствами и независимыми экспертами. Пока предполагается разработать некий типовой контракт для работников каждой отрасли бюджетной сферы.
Прозрачность доходов начальников – один из ключевых моментов готовящейся реформы. Будет введено жёсткое соотношение между средней зарплатой в учреждении и зарплатой руководителя. Более того, руководители и члены их семей обязаны будут декларировать свои доходы по примеру госслужащих. Такие поправки в Трудовой кодекс уже подготовлены, сказал министр труда и социальной защиты Максим Топилин.
Как относятся к предстоящим нововведениям ярославские бюджетники, узнавал корреспондент «Северного края».
Валентин КАРБАИНОВ, главный врач Даниловской ЦРБ:
– Эффективный контракт станет действенен, только если будут разработаны предельно конкретные критерии оценки труда. Для врача это могут быть отсутствие жалоб со стороны больных, рабочая дисциплина, оптимальное выполнение всех врачебных обязанностей. Также в госбюджете должна быть предусмотрена отдельная статья специально для стимулирующих выплат, иначе реформа не имеет смысла – руководитель не сможет денежно поощрить работника, если бюджет предприятия уже расписан от и до.
Наталья ГАВРИЛОВА, директор Ярославского областного центра творческой реабилитации инвалидов:
– Ввести эффективный контракт – очень хорошее начинание. Наше учреждение уже давно работает по подобной методике, и она приносит результаты. Вот вопрос о соотношении зарплат сотрудника и руководителя кажется мне неуместным, в бюджетном учреждении просто не может быть большой разницы между ними. А обязать руководителей и членов их семей предоставлять декларацию о доходах – это уж совсем что-то анекдотическое.
Владимир ЗАВОЙСТЫЙ, проректор по учебной работе Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского:
– Я скептически отношусь к этим начинаниям. Разработать критерии эффективности для контракта – вот главная трудность, должны быть чёткие рамки понятия «очень хорошая работа» в любой сфере. Доплаты за эффективный труд существуют уже сейчас, и этот вопрос нуждается в доработке. Что касается других новаций, отвечу просто – раз надо, значит надо. Учителя и врачи в чём-то тоже госслужащие, хотя теневые доходы бюджетников – это всё же из области фантастики.
Ольга СЕДОВА, старший воспитатель детского сада «Малыш» города Данилова:
– Реформа оплаты труда бюджетников необходима давно. Безусловно, введение эффективного контракта поможет увеличить скромные бюджетные доходы. Другой вопрос, по каким критериям можно оценить эффективность труда педагога, ведь результаты его деятельности порой можно заметить только через много лет, а иногда, увы, и не увидеть вообще. Приятно, что зарплата начальников будет строже регламентироваться. Конечно, в нашем учреждении нет слишком большого разрыва между доходами простого воспитателя и заведующей, но в целом это стоящее начинание.
Игорь ЖУРАВЛЁВ, специалист по работе с молодёжью Ярославского областного молодёжного информационного центра:
– Задумка очень хорошая. У нас практика эффективного контракта работает достаточно давно и успешно, деньги зарабатываются по народной мудрости: «Как потопаешь – так и полопаешь». Что касается зависимости зарплаты руководителя от доходов сотрудника, у нас это грядущее нововведение также уже действует. А вот обязательная подача налоговой декларации руководителями бюджетных учреждений и членами их семей кажется мне довольно забавным моментом. Понимаю, большой чиновник переписывает на родственников свои нетрудовые доходы, но что может переписать, скажем, директор школы…
Наталья АЛЕКСЕЕВА, заместитель директора ярославской школы № 26:
– Проект реформы, бесспорно, хорош как идея. Но посмотрим, как он будет воплощён, ведь требуется разработать чёткие и ясные критерии оценки эффективности труда. Что касается, например, показателя профессиональной компетентности школьного учителя, то это ни в коей мере не должно быть количество ребят, успешно сдавших ЕГЭ. В общем, вопрос требует времени для обсуждения и решения. А вот необходимость предоставления декларации о доходах от директора школы или главного врача меня откровенно смешит: в школах и больницах крупных сделок никто не совершает.