Самому давнему из представленных здесь изданий почти 80 лет. Это всесоюзный журнал «Трактор и автомобиль» за 1933 год номер 7. В нём опубликована статья тогдашнего главного конструктора Алексея Семёновича Литвинова о том, как развивается производство ярославских грузовиков. Страна нуждалась в собственных автомобилях, производство развивалось уверенно, о чём свидетельствует не только содержание, но и заголовок статьи, стилистически не идеальный, но суть дела передающий точно: «Ярославские грузовики растут большевистскими темпами». Однако, как вскоре выяснилось, сам главный конструктор этих машин, по странной логике того времени, создавая новые машины, тем самым вредил своей стране, был объявлен за это врагом народа и репрессирован, после чего на предприятие уже не вернулся.
Наученные горьким опытом предшественников следующие поколения конструкторов с тех пор ограничивались в своих публикациях сугубо техническими текстами, тщательно избегая даже намёка на оценку текущего момента. В 1950-х годах одна за другой выходят книги, написанные конструкторами новых ярославских автомобилей – Виктором Васильевичем Осепчуговым и его коллегами, с надписью на обложках: «Инструкция по уходу и эксплуатации». Хотя, конечно, они могли писать не только инструкции.
В каждой из машин ЯАЗ, лучших тогда в стране, был труд талантливых, подчас незаурядных личностей. Просматривая журнал «Ярославская промышленность», выходивший в 1960-е годы, находишь статью одного из самых ярких заводских специалистов того времени Евгения Артёмовича Башинджагяна. Он начинал технологом одного из цехов, вскоре был назначен заместителем, а дальше главным технологом завода, потом главным инженером, затем стал первым заместителем министра автомобильной промышленности.
В числе авторов книги, посвящённой разработанной на заводе системе качества, надёжности и долговечности, находишь Михаила Александровича Григорьева. Работая на заводе, он защитил кандидатскую диссертацию, был приглашён в Москву, в ключевой для отрасли научный центр – Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), защитил там докторскую, но всегда продолжал заинтересованно следить за всем происходившим на заводе.
После того как производство автомобилей было передано в Минск и Кременчуг, Ярославль остался городом моторостроителей, но связи с белорусскими и украинскими коллегами не прерывались. На выставке – книги, написанные ярославцами совместно с минскими и белорусскими инженерами. Среди наших авторов – главный конструктор Георгий Дмитриевич Чернышёв, его зам Евгений Петрович Слабов, зам главного конструктора СКБ Виктор Дмитриевич Аршинов.
В числе авторов других книг, представленных на выставке, – генеральный директор «Автодизеля» Анатолий Михайлович Добрынин, его правая рука главный инженер, а потом и преемник на посту генерального директора доктор технических наук Виталий Алексеевич Долецкий, специалисты, ставшие потом крупными учёными, докторами технических наук, Н. С. Ханин, Б. С. Антропов, Е. И. Блаженнов, В. Р. Гальговский. Их книги посвящены проблемам дизелестроения, в них рассказывается о том, как эти проблемы преодолевались, как создавались новые модификации и модели двигателей, как совершенствовалось всё семейство дизелей ЯМЗ.
Впрочем, как оказалось, на заводе пишут не только трактаты на технические темы. Здесь работают люди, наделённые поэтическим даром, тянущиеся к художественной прозе. И никакая проза жизни задушить это стремление не может.
Вот книжка Евгения Карпова «Возвращение на Родину». Начинал инженером-конструктором, по прошествии лет стал заместителем генерального директора Тутаевского моторного завода. Но думал, оказывается, не только о моторах.
Лариса Желенис. «Стихи». На заводе её знают под фамилией Белова. Окончила Ленинградский технологический институт. Но помимо инженерных имеет гуманитарные наклонности. В жизни пригодилось и то, и другое. Она работает пресс-секретарём «Автодизеля».
Бывший рабочий завода Василий Панарин – автор книги под таинственным названием «К.И.Н.Г.». Зачем тут точки – непонятно, но аббревиатура расшифровывается как Кусочек Истории Нашего Государства и в поэтической, довольно остроумной форме, представляет собой путешествие от древних времён до наших дней.
Милена Гостева – это псевдоним. Подлинное своё имя автор этого сборника стихов не афиширует. Известно только, что она была инженером отдела главного металлурга. А вот Маргарита Солдатенкова – она и есть Солдатенкова. Бывший преподаватель черчения заводской школы рабочей молодёжи пишет стихи, занимается живописью, любит путешествовать и писать потом путевые заметки. Из всего этого получился красочный альбом, рассматривая который, думаешь: как интересно жить, когда у тебя столько увлечений и способностей!
Впрочем, то же самое можно сказать и об авторах других книг, представленных на выставке.