На парковке около «Арены-2000» в окружение хулиганов попадает полицейская иномарка. Мужчины-крепыши, выкрикивая «Спартак» – чемпион!», раскачивают машину, словно детскую коляску. Однако, завидев издалека отряд конной полиции, бросаются от автомобиля врассыпную.
На совместных учениях ярославской и столичной полиции (они проходили в рамках Всероссийского семинара-совещания по вопросам охраны общественного порядка) боевую готовность демонстрировали местный ОМОН и первый оперативный полк Главного управления МВД России по городу Москве. Сегодня в полку служат 420 полицейских-кавалеристов и 245 лошадей.
– Конная полиция – это очень мобильный отряд. Он быстро передвигается и может работать в любой местности, зачастую там, где для патрулирования невозможно использование автомобиля или мотоцикла, – рассказывает заместитель командира полка Андрей Васильев.
...Через несколько минут полицейская кавалерия вновь в действии. На этот раз всадники предотвращают драку. «Футбольные болельщики» (в роли которых выступают сотрудники МВД) после матча решают померяться силой. Однако едва толпа сходится в рукопашной, её тут же без особых усилий «рассекают» стражи порядка.
– Лошади оказывают сильное психологическое воздействие: любому станет не по себе, когда на тебя надвигается такая масса, – говорит подполковник Владимир Кутенёв, который на этих учениях выступал в роли хулигана.
Конная полиция очень эффективна при разгоне толпы. Сегодня всадники в погонах обеспечивают безопасность на всех массовых мероприятиях, а также охраняют лесопарковые зоны столицы.
После учений корреспонденту «Северного края» удаётся поговорить с сотрудником конной полиции Викторией Ивановой. Правда, на беседу она соглашается не сразу:
– Только с разрешения командира, – строго отвечает девушка на мою просьбу.
Командир не возражает, и Виктория, не слезая с коня, начинает рассказывать:
– О конной полиции я узнала, когда училась в школе, и решила после окончания 11-го класса пойти работать именно туда. Родители были не против. Поступить на службу оказалось не сложно… Да не бойтесь, подходите ближе, он вас не тронет, – неожиданно прерывается девушка, чтобы успокоить меня, но я всё равно стою как вкопанный.
В органах Виктория уже семь лет. И все семь лет рядом верный напарник – конь по кличке Гербарий.
– Самое главное – найти с животным общий язык. Для меня этот конь не просто напарник. Мы – единое целое. Хорошо понимаем друг друга: иногда нужно угостить его сахаром, который всегда вот здесь, в сумке, а иногда и прикрикнуть, – рассказывает моя собеседница.
Гербарий не раз выручал Викторию при разгоне футбольных хулиганов. К примеру, прошлой осенью после матча «Спартака» и «Динамо» около двухсот отъявленных фанатов начали провоцировать драку: выкрикивали оскорбления, кидались камнями и даже нападали на омоновцев. Полицейских всадников на игре было всего шестеро.
– И вот мы вшестером попытались угомонить эту ораву. Увидев нас, не все бросились бежать, как обычно. Некоторые запрыгивали сзади, пытаясь скинуть нас с лошадей. Ничего у них не получилось: пока всадник «воевал» с одним правонарушителем, конь «воевал» с другими. Быстро утихомирили фанатов. Получается, выручили омоновцев, – с улыбкой, но без особой гордости рассказывает Виктория.
На обучение такого коня, как Гербарий, уходит полтора года. Только после этого животное может выходить на патрулирование улиц. В городе лошадям приходится несладко: работа в мегаполисе укорачивает их жизнь лет на пять. Среди распространённых профессиональных заболеваний лошадей-полицейских – эмфизема лёгких. Однако главный враг животных – это асфальт. Удар копыта об асфальт болезненно отдаётся в плечо, и со временем начинаются проблемы с суставами. Хуже всего лошадкам зимой, когда дороги политы антигололёдным реагентом. Полицейские берегут своих «напарников», как могут: стараются передвигаться галопом только в крайнем случае, но асфальт всё равно даёт о себе знать.
Во время разговора Гербарий поднимает ногу: он устал стоять на месте без дела. Девушка поглаживает животное. Конь принимает ласку и прикладывает ушки к голове.
– Недоволен Гербарий. Хочет быстрее в денник вернуться, – намекает Виктория на то, что наша беседа затянулась.
Спасибо тебе, конь, за терпение.