– Включаем магнитофон с записями оркестров Джеймса Ласта и Поля Мориа. Когда ребёнок очень уж устанет за день – помогает. А чаще всего он просит: «выключи» и «сама не пой», – пробовала оправдаться одна знакомая молодая мама в интервью нашему корреспонденту перед началом мастер-класса «Колыбельная для души». Впервые проходил такой мастер-класс на фольклорно-этнографической площадке, развёрнутой на один вечер в актовом зале областной Некрасовской библиотеки.
Педагогика начинается у люльки
В общем, есть проблема, да ещё какая. И подтвердилось это сразу, стоило координатору площадки и ведущей мастер-класса, историку, этнографу и педагогу Надежде Балуевой попросить поднять руки в зале тех мам и бабушек, кто помнит свою колыбельную. Подсчитали – прослезились. Помнит кто-то один примерно из каждых пятерых. Статистика тем более удручающая, если учесть, что случайных людей в зале просто не было. Поучиться быть родителями пришли мамы, молодые и будущие, собрались психологи, педагоги, детские врачи – те, для кого воспитание – интерес профессиональный.
– Что-то важное уходит из нашей жизни, – слушаем вводную ведущей. – Чтобы колыбельная вернулась, нужны усилия. Эти песни не звучат на концертах, для грудных младенцев ничего или почти ничего не бывает в клубах, петь колыбельные нас никто не учит. Значит, заниматься этим, как и вообще учиться быть родителями у наших предков, пока приходится самим.
Вот и положило почин общество возрождения русской культуры и традиций «Петропавловская слобода» вместе с библиотекой, партнёрами из ярославских семейных центров «Русские традиции» и «Макош», единомышленниками из Мышкина и Вологды. На грант правительства области открыли постоянно действующую площадку с программой мастер-классов по народной педагогике. А поскольку общение матери с ребёнком испокон веков начиналось у люльки, то и первую тему наметили без долгих обсуждений.
Что тревожило неистового Ролана
Чем такая короткая память грозит и детям, и взрослым? В редакционном досье хранится текст эксклюзивной беседы об этом с нашим корреспондентом народного артиста России, основателя Фонда развития кино и телевидения для детей и юношества Ролана Быкова. Будучи академиком образования, Ролан Антонович после перестройки много и, как всегда, бескомпромиссно размышлял о «нашей российской трагедии детства».
Жизнь устроена так, говорил он, что ни матерям, ни бабушкам недосуг спеть ребёнку колыбельную, рассказать сказку, дети частенько вообще не вписываются в планы взрослых. Начистоту объяснял наш собеседник, какие тут кроются для завтрашних судеб России опасности: мальчишки и девчонки растут, не зная, какого они роду-племени, людьми с угнетённым родовым инстинктом – сирот в стране, часто при живых родителях, больше, чем было после войны. Быков поделился тогда с нами педагогической гипотезой, названной им «феноменом Маугли», угрожающим новым поколениям и не где-то в тропиках, а, по его словам, «в наших московских и ярославских городских джунглях».
Случаи, подобные описанному Киплингом, оказывается, бывали и в жизни. Волчица выкармливала детёныша человека, но он уже никогда не мог вернуться к людям. Навык охоты и агрессии навсегда побеждал в нём способность сострадать, помогать слабым, идти на выручку попавшим в беду. Если ребёнок не успел стать человеком в ранние годы, он, по словам Быкова, «уже не успеет никогда».
Беседа – конца 90-х, а посмотришь вокруг сегодня и сразу станет до боли понятно: наивно думать, будто после ухода из жизни «неистового Ролана», как называли его друзья, те оборванные семейные связи взяли да и сами собой повсюду возродились. На мастер-классе «Колыбельная для души» приводились знакомые нашим читателям цифры, показывающие, как из года в год продолжает расти в Ярославле и области контингент в детских домах, спецшколах, в коррекционных детских садах.
А бабушки XXI века, если что-то и поют внукам перед сном, то, как выяснилось на мастер-классе, чаще всего... революционные песни, из тех, что полиричнее – «Шёл отряд по берегу» или «Там вдали за рекой». И потом удивляются сами, почему ребёнок так долго не засыпает.
«Ай ту-ту, ту-ту, ту-ту, не вари кашу круту»
Какие песни пели родители и бабушки нынешних родителей и бабушек, напомнила, раздав по залу тексты, председатель семейного клуба «Русские традиции» педагог-методист Светлана Кремнёва. Многие годы она не только дома поёт колыбельные, но и собирает, исследует их. На публику обе ведущие вышли в русских сарафанах, сшитых по старинным образцам из домашних сундуков, а Светлана Павловна – с двумя ассистентками, юными красавицами внучками Настей и Ладой.
Мастер-класс Кремнёва начала с краткого пересказа собственных воспоминаний о детстве со своего сайта в Интернете: «Темно и почему-то холодно. Напротив окно, за окном качается ветка. Из глубины комнаты, где прячется тишина, появляется бабушка. Она несёт кружку молока. Садится на край кровати, поглаживает меня по лбу, по волосам. И напевает: «Баю-бай, баю-бай! Ты, собачка, не лай...» Постепенно уходит обида на брата – он отнял конфету, а я так долго прятала её в укромном месте. Перестаёт пугать та ветка за окном»...
Затем всем залом пели забытые и полузабытые колыбельные, сохранившие плавные ритмы раскачивания люльки, подвешенной к матице потолка: и те, что попроще и не совсем ещё забыты – «Котя, котенька, коток...», «Бай, качи, качи, качи,// На улице калачи» – и старинную сибирскую, словно распахнутую на все четыре стороны света «Ай ту-ту, ту-ту, ту-ту,//Не вари кашу круту», и похожую на протяжную народную песню «На улице дождь, дождь,//Землю поливает,//Землю поливает,//Брат сестру качает».
– Передавая из поколения в поколение жизнетворную энергию рода, детский фольклор, как хороший психотерапевт, напоминает ребёнку, что ты дома, что все тебя любят, о тебе заботятся. Тем более в такой защите дети нуждаются в наши дни, в мире бешеных скоростей, информационного бума, когда многое вокруг «одноразовое» и «быстрорастворимое», – заостряет тему ведущая.
Колыбельная не только снимает страхи, успокаивает малыша, но и даёт ему первые уроки родной речи, развивает воображение и музыкальный слух, настраивает вестибулярный аппарат, начиная с предродового периода, и мать, и ребёнка врачует она в самом прямом смысле слова – выравнивает пульс, расширяет сосуды. Заболевшие дети, слушая эти мелодии, выздоравливают вдвое быстрее.
Этот болеутоляющий эффект с древних времён знаком был и самим матерям, да и не только им. В русской армии раненые на поле боя, дожидаясь санитаров, чтобы легче перетерпеть боль, сами себе пели знакомые с детства колыбельные песни. Обо всём этом на мастер-классе говорили, дополняя друг друга, специалисты той актуальной области воспитания, которая и называется этнопедагогикой – руководитель семейного центра «Макош», врач-педиатр, психолог Светлана Дробыш, педагог и фольклорист из Мышкина, инициатор всероссийских фестивалей «Семейный круг», мать четверых детей Анна Смирнова, вологжанка Татьяна Курилова. Представляла Татьяна пока что совсем редкую, связанную с возрождением забытых народных традиций специальность – этномузыкологию.
Не только на мастер-классе «Колыбельная для души», но и на всей площадке обстановка была в тот вечер самая деловая. Мамы и бабушки унесли домой тексты колыбельных, кто-то – списанные с выставочных витрин названия книг о народных традициях в воспитании из фондов Некрасовки. А те гости библиотеки самого разного возраста, кто, понаслышке зная, что оберегами были у наших предков не только колыбельные песни, не пожалели времени засучить рукава. Унесли домой они сделанные своими руками под руководством консультантов яйца-писанки и куклы-скрутки.
В самом конце вечера любопытства ради посмотрели, сколько в зале слушателей мужского пола. Их можно было пересчитать по пальцам одной руки. Грустная цифра и дала подсказку, какое продолжение может быть у мастер-класса по колыбельной. На следующую осеннюю фольклорно-этнографическую площадку её координаторы наметили позвать для прямого разговора о детях их пап и дедушек.