Операция «Нерест»...
Нет такой задачи у государства Российского – поставить заслон нелегальному рыбному бизнесу: браконьерскому промыслу, скупке и переработке. Разве что в декларациях. Свидетельство тому – заседания рыбохозяйственных советов, в том числе и последнее, которое прошло в июле по итогам нереста.
Владимир Карпунин, главный специалист – эксперт Ярославского межрегионального отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов ВВТУ Росрыболовства, в своём докладе был предельно лаконичен и поставил твёрдую четвёрку деятельности рыбнадзора во время нерестового запрета: «Работали и днём и ночью, не покладая рук». Отдел провёл 246 контрольно-надзорных мероприятий, в отношении браконьеров составлено 298 административных протоколов, 41 дело передано в следственные органы. Наложено штрафов на общую сумму 264,4 тысячи рублей, к возмещению предъявлено 14 ущербов на сумму... 4244 рубля. Изъято 315 запрещённых орудий лова, в том числе 313 сетей и 2 колющих орудия, а также 907 кг незаконно выловленной рыбы.
Однако традиционное сравнение с прошлым годом – не в пользу нереста 2012. Объяснение банально: очередное сокращение штатов рыбоохраны, на этот раз «урезана» Брейтовская служба; устаревшие и изношенные автомобили, водно-моторная техника, средства связи, которые у рыбнадзора вообще не обновляются.
Коллеги из полиции тоже доложили о тысяче с лишним рейдов, удвоенном числе протоколов, уголовных делах. Но что интересно – в Ростовском и Переславском районах под уголовное дело не попал ни один браконьер. Полиция разводит руками: для местной прокуратуры ущерб в 3 тысячи рублей от вылова браконьерскими сетями не тянет на уголовную статью. Вот если бы была группа лиц, а рыбу вывозили грузовиками...
Судьба возбуждённых уголовных дел неизвестна – полиция их не отслеживает. Не было ни единого случая конфискации транспорта у браконьеров – лодок, катеров, которые используются для незаконного лова. Почему? Просто нет такой практики. Изымают только сети и прочие запрещённые орудия лова. С владельцем крутого быстроходного катера никто связываться не станет – себе дороже...
А тут ещё проблема: по словам Николая Правкина, старшего государственного инспектора Ярославского межрегионального отдела Верхневолжского территориального управления (ВВТУ) Росрыболовства, в самый разгар нереста, в горячую пору, когда инспекторы Рыбинского межрайонного отдела должны бы, образно выражаясь, жить на водоёмах, они выполняли задание вышестоящих органов по совершенно другим темам, никак не связанным с нерестом. В нерест фактически потеряли 30 рабочих дней на трёх инспекторов! Руководство развело руками – это, мол, не от нас зависит, это планирует Волжская природоохранная прокуратура.
Серьёзные претензии у старшего инспектора к работе угличских полицейских: «У меня на столе сорок материалов, представленных в отдел, и все составлены с нарушениями закона!». И что настораживает: подавляющее число протоколов составлено в отношении любителей с удочками, которые ловили рыбу в запретной зоне Угличской ГЭС. Браконьеров с сетями на большой акватории здесь не беспокоят.
Активным помощником в пресечении незаконной торговли браконьерской рыбой во время нереста должен был стать Россельхознадзор. Однако его сотрудники ни разу не вышли на городские рынки и улицы по сигналам рыбнадзора. Причина проста – инспекторам Россельхознадзора не до нереста. Африканская чума на подступах к области – и этим всё сказано.
Кто крышует нелегальный бизнес?
Рыбинские промысловики в последние три года практически на всех заседаниях рыбохозяйственного совета ставят вопрос о беспрепятственной незаконной деятельности нелегальных пунктов скупки и переработки браконьерской рыбы. Их дислокация, их хозяева известны и руководству областного департамента по охране и использованию животного мира, и полиции. Информация об этом неоднократно появлялась в прессе, в том числе и в «Северном крае». Но никаких подвижек нет. Не прозвучало никакой информации о нелегалах и на июльском рыбохозяйственном совете. И лишь в конце, когда рыбинцы снова поставили вопрос ребром, Евгений Рощин, директор департамента сообщил: «Определённые действия были предприняты со стороны департамента, мы пытались организовать рейды совместно с природоохранной прокуратурой. Но некоторые обстоятельства помешали нам их провести эффективно».
«Некоторые обстоятельства» раскрыл Алексей Лебедев, помощник Ярославского межрайонного природоохранного прокурора: оперативная информация о предстоящем рейде, которая известна 2 – 3 лицам, просто «сливается» хозяевам нелегальных пунктов скупки браконьерской рыбы. Участники рейда, приехав на место, находят в ящиках 3 – 4 рыбёшки. А хозяева делают удивлённые глаза: какая рыба? У нас всё чисто! Так кто же крышует незаконный нелегальный бизнес, который широко развернулся в Рыбинске, Рыбинском и других районах? Будут ли установлены «каналы слива» оперативной информации? Ответа на вопросы не прозвучало.
Не нашло поддержки предложение департамента закрыть на лето (июнь, июль и частично август) рыбный промысел, чтобы в мёртвый сезон вычистить водохранилище от сетей и браконьеров, дать отдохнуть ему от промысловой нагрузки, а рыбе позволить спокойно подрасти, нагулять вес, набрать численность. Департамент охраны и использования животного мира предложил пользователям рыбопромысловых участков подписать соглашение о моратории на летний промысел, но лишь половина из них дали своё согласие. Остальные – отказались.
Чёрная дыра с возмещением ущерба
Возмещается ли ущерб, нанесённый рыбным запасам рек и водохранилищ, и если да, то работают ли эти деньги там, где ущерб нанесён? В частности, в Коприне, где столичные инвесторы в гигантских масштабах развернули строительные работы вдоль побережья водохранилища и берегов реки Треновки и Мухинского ручья, которые были прекрасным естественным нерестилищем. Увы, нерестилище уничтожено.
Чёткого ответа на вопросы, которые настойчиво адресуются и департаменту, и контролирующим органам на каждом рыбохозяйственном совете, не прозвучало и на этот раз. Начальник Ярославского межрегионального отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов ВВТУ Алексей Чикалев сообщил: «Проект строительных работ, которые ведутся в Коприне, содержит расчёты ущерба. Мы отслеживаем то, как они этот ущерб возместят государству. Либо они заплатят деньги, либо компенсируют рыбой. Пока никакой информации у нас нет».
По словам Леонида Васюры, главного специалиста-начальника отдела мониторинга и воспроизводства водных биологических ресурсов федерального управления «Верхневолжрыбвод», «фактически нанесённый копринский ущерб в 3 миллиона рублей по уже проведённым строительным работам идёт в доход государству, как и штрафы на 600 тысяч рублей. А по строящимся объектам проекты прошли определённые стадии согласования. Расчёт ущербов и их компенсаций есть, но договора с «Верхневолжрыбводом» на зарыбление нет. Впрочем, договор инвесторы могут заключить и с другими организациями, но об этом тоже ничего не известно».
Какая-то чёрная дыра получается в вопросах возмещения ущерба, нанесённого теми, кто хозяйствует на берегах водохранилища, рек и ручьёв, уничтожая нерестилища, среду обитания водной фауны. Даже если ущерб выплачен, он идёт в общий котёл госбюджета. И эти деньги не возвращаются, не работают именно в том месте, где нанесён ущерб. Об этой проблеме рыбинская рыбачка Ирина Лебедева, председатель областного отделения Союза рыболовов, говорила на встрече представителей рыбацкого сообщества с Владимиром Путиным. Председатель Росрыболовства Андрей Крайний заявил тогда, что по его ведомству зависли миллиарды компенсационных выплат, рассчитанные на бумаге для нефте – и газодобытчиков. Но их никто не платит, потому что до сих пор не разработан чёткий механизм. Путин дал указание Крайнему этот механизм разработать. Но, похоже, Росрыболовству не до того: агентство в очередной раз попало под реформу.
Росрыболовство снова отдано под Минсельхоз
За свою историю федеральное агентство реформировалось 11 раз. Последние пять лет оно подчинялось непосредственно Правительству РФ. В соответствии с недавним указом Президента России Росрыболовство в очередной – в пятый – раз переходит под юрисдикцию Министерства сельского хозяйства. Куратором рыбной отрасли назначен Аркадий Дворкович, с которым связываются надежды на более эффективное управление. Так заявил на заседании рыбохозяйственного совета Алексей Чикалев. По заверениям Крайнего рыбнадзор останется в функциях Росрыболовства. Правда, по другим сведениям, эти функции будут переданы Россельхознадзору, в том числе и по охотничьим угодьям, а также органам ФСБ.
Как оно будет на самом деле, что принесёт очередная реформа? Дискуссия в тему на рыбхозсовете показала: толком никто об этом не знает. Не случится ли снова как в той басне: а вы друзья, как ни садитесь...
Кстати, проект федерального закона о рыболовстве, которого на митингах по всей стране добивались рыбаки и над которым вместе с коллегами работала и наша рыбинская рыбачка, на рассмотрение в Госдуму так и не поступил.
По щуке на квадратный метр
Позитив всё же есть, правда, не по браконьерской части. В начале года Леонид Васюра высказал серьёзную тревогу за исход нереста и судьбу молодого рыбьего поколения. А дело всё в том, что руководство компаний в отрасли гидроэнергетики принимает решения о режиме сработки водохранилищ, совершенно не учитывая интересы защиты их рыбных запасов. На 15 апреля, то есть на начало весеннего запрета на лов, уровень воды в Рыбинском водохранилище составлял всего 99,02 метра по балтийской системе. Это очень низкий уровень. И возникла опасность, что Рыбинское водохранилище не заполнится до экологически обоснованных отметок к началу нереста весенне-нерестующих рыб. По настоянию рыбохозяйственного совета были направлены обращения Росрыболовства и администрации Ярославской области в межведомственную группу по регулированию режимов работы водохранилищ Волжско-Камского каскада. И вот результат: пожалуй, впервые гидроэнергетики отреагировали правильно. За счёт снижения расхода воды с 1500 до 5 кубометров в секунду уже в первой половине мая было обеспечено наполнение Рыбинского водохранилища до необходимой отметки 101,8 метра, которая затем постоянно поддерживалась. В Горьковском водохранилище уровень воды также был постоянным. В обоих водохранилищах в оптимальные сроки были полностью залиты водой все мелководья и нерестилища фитофильных видов рыб. Как утверждает Леонид Васюра, весенний нерест, особенно по Горьковскому водохранилищу, прошёл в очень хороших условиях. Но и в Рыбинском водохранилище, долго остававшемся под толстым льдом, нерест, хотя и припозднился, тоже был успешным. Урожайность молодого поколения щук, синца, плотвы и леща от естественного нереста в водохранилищах довольно высока.
Существенное позитивное влияние на нерест оказали и десятки тысяч искусственных нерестилищ, выставленных промысловиками, организаторами спортивного рыболовства, Верхневолжским бассейновым управлением. Успешно выполняют госзадания по выпуску личинок и подрощенной молоди щуки, сазана, стерляди Чернозаводский рыбоводный завод, Брейтовский рыбоводный пункт. Кроме того, они выполняют компенсационные рыбоводные работы по договорам, заключённым с предприятиями, которые своей деятельностью наносят ущерб водным биологическим ресурсам и среде их обитания.
Евгений Рощин обратился к членам рыбохозяйственного совета за советом. Администрация Угличского района обратилась в департамент за разрешением понизить уровень воды в водохранилище с отметки 102,1 до отметки 101,4 на вторую и третью декады июля. Это нужно для завершения строительства объектов и реконструкции берегоукрепления на набережной Волги в Угличе.
Юрий Герасимов, заведующий лабораторией экологии рыб Института биологии внутренних вод РАН высказал своё категоричное «против»: «Есть норма снижения уровня воды – 5 см в сутки, это максимально возможный спуск. Но Угличская администрация предлагает понизить уровень почти на 70 см за трое суток, то есть в четыре с лишним раза быстрей предельно допустимого режима. Чем это обернётся? Нерест прошёл очень удачно, и в первую очередь в этом году наблюдается мощное поколение щуки: на каждый квадратный метр приходится в среднем по 1,2 щуки! При таком спуске, какой предлагает администрация, мы это поколение потеряем. Что такое 70 см по вертикали? Это значит, вода уйдёт на несколько сотен метров по горизонтали. Сейчас вся молодь – в зарослях, со спуском воды эти заросли будут обнажены. Представьте личинку карповых размером 1 – 1,5 см. Да она за трое суток «пробежать» такую дистанцию не сможет и останется на берегу. Ущерб, который придётся возмещать после такого спуска воды, сделает набережную «золотой с вкраплением алмазов». Как быть? Дождаться конца июля, когда уровень воды понизится естественным образом».
Гость | 25.07.2012 в 00:20 | ответить0
Надо полностью запретить сети.От тухлятины гибнет все живое.Промышленный лов тольео малым тралом.Выгода в том, что очистка реки от тиы и водорослей.Тралы китайцы не выпускают.
Сергей | 03.09.2015 в 12:50 | ответить0
Подписывайте петицию — https://www.change.org/p/%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%82-%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B6%D1%83-%D0%B8-%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D0%B8-%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE-%D1%83%D0%B4%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BA?recruiter=75996590&utm_source=share_petition&utm_medium=copylink