Спустя четыре дня федеральные СМИ сообщили (с многочисленными фотографиями) о том, что аналогичное же происшествие случилось в городе Владивостоке. Неожиданный ливень вызвал там значительный размыв насыпи на только что построенной автодороге, призванной соединить аэропорт города с островом Русский, сделав её непригодной для движения автотранспорта на значительном протяжении. Учитывая государственное значение этого объекта, комментарии случившемуся дал лично глава Правительства России Дмитрий Медведев. Указанный комментарий, весьма негативный (но без привлечения французского языка), может быть один к одному применён к случившемуся в Ярославле. Следует только заменить имена его «героев».
А в Ярославле в упомянутый вечер, помимо других событий, на дамбе через реку Которосль, в месте её примыкания к мосту, под действием потоков воды, возникших из-за ливня, земляной откос потерял устойчивость. Произошёл оползень шириной около 12 метров на всю высоту дамбы.
После этого мэрия в целях обеспечения безопасности передвижения по мосту, приняла решение ограничить проезд по нему с четырёх до двух полос, а также запретила движение транспорта, за исключением пассажирского.
Всё это вызвало многочасовые пробки на основной магистрали города – Московском проспекте, а также на прилегающих улицах и мостах. Пострадавшими в итоге оказались десятки (если не сотни) тысяч простых граждан города и его гостей.
По этому поводу в средствах массовой информации у сегодняшних и бывших руководителей города и области прозвучало французское слово – «форс-мажор». Это непонятное для многих простых ярославцев слово в устах чиновников можно перевести на русский язык так: «А мы тут ни при чём».
Так ли это на самом деле? Насколько исключительным явлением для Ярославля был ливень 8 июня?
Во-первых, можно вспомнить, что дамба на реке Которосль успешно простояла не одно столетие и история не знает случаев серьёзных обрушений её откосов.
Во-вторых, названные выше руководители ссылаются на то, что подобного не было 38 лет. Но позвольте, государственными нормами предусмотрено, что мостовые сооружения должны рассчитываться на максимальный водный поток, могущий случиться раз в сто (!) лет.
В-третьих, очень сомнительно, что специалисты, разработавшие государственные строительные нормы, не предусмотрели для зоны Ярославля кратковременные осадки, аналогичные имевшим место
8 июня текущего года. Подтверждением этому служит мнение работников метеослужбы, которые не увидели в том ливне ничего неестественного и оценили случившееся просто как «неблагоприятное явление».
Так кто же всё-таки конкретные виновники произошедшего в городе, в том числе в районе моста через реку Которосль? Это определит комиссия, куда, надеюсь, войдут не политики, а опытные инженеры соответствующих специальностей. Я же рискну дать свою оценку случившемуся (если ошибусь, прошу меня заранее извинить).
История говорит о том, что к серьёзным происшествиям и авариям, как правило, бывает причастен целый ряд должностных лиц и организаций. Так произошло и в нашем случае. А события, по моему мнению, развивались следующим образом.
Первыми допустили брак проектировщики, не предусмотрев возможности в Ярославле ливня вовсе не запредельной интенсивности.
Затем недоработала экспертиза, проявив определённую невнимательность к проекту в части отвода с моста и дамбы ливневых вод возможной для города интенсивности.
Следом работники подрядной организации не проанализировали предложенные им проектные решения и, кроме того, допустили грубые нарушения технологии при производстве дорожных работ.
После всего этого не выполнили своих прямых функций муниципальный заказчик и его служба технадзора (скорей всего, это главные виновники произошедшего). Похоже, вновь устранилась от выполнения своих обязанностей региональная инспекция государственного строительного надзора (о недостатках в работе двух последних организаций «Северный край» уже писал в номере от 25 мая текущего года в заметке «Всё решают кадры?»)
Кроме того, следует отметить, что, скорее всего, не на должном уровне, мягко говоря, были и члены приёмочной комиссии, разрешившие (после реконструкции) эксплуатацию моста через реку Которосль с подходами без каких-либо ограничений.
А результаты в итоге (так и хочется вспомнить слова про российский «авось») весьма отрицательные и у всех на виду. Комментарии и фотографии любой может найти в Интернете.
Хотелось бы узнать, какую меру ответственности понесут, в том числе в финансовом отношении, перечисленные выше организации и их руководители, хотя бы для того, чтобы частично удовлетворить моральный ущерб тысяч ярославцев от потери времени в многочасовых пробках.
Омелюсь дать один совет. Восстановление разрушившегося участка дамбы – непростая инженерная задача. Эти работы необходимо осуществлять по проекту, выполненному квалифицированными специалистами. Они должны выполняться в строгом соответствии с действующими государственными нормами под эффективным контролем квалифицированного заказчика. А наложенная сегодня второпях за два дня «заплата» на обрушившийся откос дамбы сможет, скорее всего, простоять до первого серьёзного ливня.
Здесь уместно вспомнить, что серьёзное обрушение набережной Волги в районе «Красного маяка» от вод последнего ливня произошло на том участке, где некоторое время назад набережная была сильно размыта из-за аварии на водопроводе. Как показало время, некачественно выполненные тогда работы дали себя знать во время июньского ливня текущего года (к счастью, без человеческих жертв).
Если вспомнить после всего сказанного о «небесной канцелярии», то логично, наверное, поблагодарить её за то, что она выявила недостатки в работе наших чиновников и работников подрядных организаций дорожного профиля.
В заключение хочется пожелать обновлённому аппарату правительства области и мэрии Ярославля сделать соответствующие выводы из произошедшего с тем, чтобы городское хозяйство Ярославля (и других городов области) не было в дальнейшем подвластно отдельным капризам природных явлений.
Гость | 20.07.2012 в 21:56 | ответить0
Сильно быстро делали… Пользуйтесь услугами Аэродромстроя!!!, сибиряки — это всё объясняет.