В 1980-е годы творческий коллектив под его руководством сделал, казалось, невозможное: разработал проект зон охраны Ярославля и тем самым остановил снос исторического центра города.
Сейчас такое даже страшно представить. Под предлогом строительства нового здания на Советской площади (сейчас здание правительства области) была снесена едва ли не половина нынешней улицы Андропова, и ножи бульдозеров готовы были «расчищать» её дальше. Один за другим превращались в кирпичную пыль старинные дома на улице Свободы – планировалось всю её сторону от универмага до Знаменской башни застроить девяти-десятиэтажными домами. Реализация этого плана ограничилась площадью Юности и не пошла дальше только потому, что вступил в силу проект зон охраны Марова.
Сегодня Ярославль гордится своим историческим центром. Он занесён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО – такой чести удостоены только два города в России – Санкт-Петербург и Ярославль.
Среди архитекторов, реставраторов, музейщиков, искусствоведов, его младших современников, Виктор Фёдорович едва ли не единственный, кто до сих пор пользуется безусловным авторитетом, независимо от их взглядов и пристрастий. Уважение вызывает проделанный им огромный труд, в его основе – глубокая исследовательская работа, целью которой было сохранение не только отдельных строений, а всей городской среды с её домами, улицами, площадями, панорамами, силуэтом, уникальным сочетанием природной и рукотворной красоты города.
Одна из его младших коллег вспоминает интереснейший доклад В. Ф. Марова на одной из конференций о старых, дорегулярных планах Ярославля. Она оказалась свидетельницей того, как этот доклад готовился. Всё происходило в Центральном государственном архиве древних актов в Москве. Виктор Фёдорович «сдвинул вместе два больших стола, разостлал чертежи (на архивные планы накладывалась толстая, плохо прозрачная пластина, потом калька) и принялся копировать – без перерыва на обед, без перекуров, до конечной точки».
Редчайшая, дорегулярная планировка города стала одним из аргументов в пользу сохранения архитектурного наследия.
Бывали и сложные, тяжёлые ситуации, но никто не помнит, чтобы Маров повышал голос, тем более кричал или терял самообладание. Он говорил негромко, но веско. Не боялся высказать своё мнение, даже если оно оказывалось не для всех приятным. Несмотря на внешнее спокойствие, был способен на весьма решительные действия, когда этого требовало дело.
Так случилось, когда «расчистка» нынешней улицы Андропова вплотную приблизилась к часовне Александра Невского, великолепному творению Н. И. Поздеева. За часовней в то время находилась так называемая «важня» Мытного рынка с куполообразной крышей и тройными итальянскими окнами в духе Кваренги – она была разрушена почти за сутки, рассказывает один из свидетелей тех событий. Следующей должна быть раздавлена часовня. И тогда несколько архитекторов во главе с Виктором Фёдоровичем Маровым собрались в местном отделении Союза архитекторов и приняли решение отправить срочную фототелеграмму руководителю Комитета партийного контроля при ЦК КПСС всесильному тогда Пельше.
Это было не просто смело, а опасно. Но доводы защитников ярославской старины были услышаны. Часовня оказалась сохранена и вскоре даже отреставрирована.
Виктор Маров – уроженец Владимирской области. Вырос в знаменитом посёлке Мстёра – старинном центре иконописного мастерства, ставшем в советские годы центром миниатюрной живописи. Окончил с отличием Московский архитектурный институт. В Ярославль приехал по распределению вместе с Иваном Пуришевым, архитектором-реставратором, посвятившим потом всю жизнь реставрации памятников Ярославля и области, и Людмилой Якуниной (Ширяевой) – талантливым архитектором, автором проекта реставрации театра им. Волкова и проекта воссоздания дворца наместника на Советской площади, которому, к сожалению, не суждено было осуществиться.
Маров умел не только работать, но и дружить. На заре своей работы в Ярославле он был назначен начальником отдела одного из проектных институтов. Нужно было много ездить по области, и Маров настоял, чтобы в отдел купили два мотоцикла с колясками. Часто пользовался мотоциклом сам. Он прекрасно пел и играл на гитаре. Бывало, в командировках просиживал за пением с коллегами целые вечера.
Восемь лет он проработал главным архитектором и директором Ярославской реставрационной мастерской. При нём оживилась научная работа, созывались расширенные методические советы с участием инженеров, техников, заказчиков, всех причастных к реставрации того или иного объекта. Он организовал регулярную техническую учёбу, устраивал реставрационные выставки.
Вся жизнь Виктора Фёдоровича была посвящена ярославским памятникам. Он написал о них книгу. Выхода её из печати он, к сожалению, не дождался. Но памятью о нём остались сами эти памятники и скромные дома рядом с ними, свидетели истории города и неразделимой с ним истории страны.
Сегодня в 17 часов в областной библиотеке им. Некрасова – вечер памяти В. Ф. Марова.
Гость | 13.07.2012 в 23:12 | ответить0
Говорят-незаменимых людей нет. Это не правда.Если бы сегодня был жив Маров- такого бы беспредела с новым строительством, который творится сейчас в историческом центре, не было. Нет в городе авторитетного, знающего, умного человека, который мог бы защитить центр города от уничтожения. Все занимаются самовыживанием или зарабатыванием денег. До города нет никому дела. К чему мы идем?
Гость | 14.07.2012 в 00:25 | ответить0
С такой теплотой рассказывали о Марове на вечере его памяти 12 июля.Там состоялась премьера фильма Ольги Коровиной о жизненном пути Виктора Фёдоровича и о его творчестве. Юрий Спиридонов представил свой сайт, посвященный Марову, который можно найти по адресу blog.yarcenter.ru/index.php?blogid=37
Гость | 17.07.2012 в 22:45 | ответить0
Сейчас нам не хватает Виктора Федоровича. Его авторитета. Его знаний, его бесконечной любви и преданности городу и русской культуре. Ушел Человек с большой буквы. Продолжать его дело. Пытаться сохранить то, что он сумел сберечь для следующих поколений.Это будет самой лучшей памятью Марову.