Конкурс прошёл в Калининграде – городе, славном своими ювелирными традициями, которые не только сохраняются, но и развиваются, приумножаются, потому что авторское ювелирное искусство здесь активно поддерживают власти. Организатором конкурса выступил музей янтаря, и в отличие от прошлых лет (он проводился и раньше, но лишь в этом году вышел на всероссийский уровень) было решено отказаться от идеи фикс – обязательного использования в изделии его величества здешних мест янтаря, что позволило художникам значительно расширить границы используемых материалов. По словам куратора команды ярославских ювелиров, заведующей выставочным залом имени Нужина Марины Крыловой, в конкурсе приняли участие 92 ювелира из девяти регионов страны, они представили на суд жюри более пятисот работ.
Светлана Субботина участвовала в конкурсной программе с плакетками (декоративными украшениями для стола овальной формы) «Сольбинские истории» в самой трудной, специальной номинации «Слава России», посвящённой 200-летию Отечественной войны 1812 года.
– Победа в этой номинации – самая главная на сегодняшний день в моей жизни, – призналась художница, имеющая в своём активе немало других весомых достижений на различных ювелирных конкурсах. – Эта работа была продиктована сердцем, выполнена от всей души, и мне приятно и важно, что её так высоко оценили.
Светлана с гордостью демонстрирует награду – «Янтарный штихель». Это самый настоящий инструмент ювелира – стальной резец, только ручка его выполнена из янтаря, а так, шутит мастер, хоть сейчас вынимай из подставки и принимайся за работу.
Плакетки «Сольбинские истории» небольшие, 9 на 6 сантиметров, выполнены из латуни. Они были созданы ювелиром для Николо-Сольбинского монастыря, что в Переславском районе. По задумке настоятельницы обители игуменьи Еротииды, лично утвердившей проект этого ювелирного изделия, плакетки с различными видами монастыря (их три варианта) будут преподноситься в дар благодетелям монастыря. На сегодняшний день выпущен небольшой тираж изделий – по десять штук каждого вида, некоторые плакетки уже вручены благодетелям обители.
Примечательно, что это первые работы ювелира Светланы Субботиной на православную тему. Раньше её «коньком», фирменным знаком был… автопром. Светлана – страстный фанат автомобильных гонок, единственный в Ярославле член клуба любителей путешествий на «Формулу-1», в течение нескольких лет ездила болеть за любимую английскую команду «Уильямс» на Гран-при в Монако.
– Гоночные болиды – образец технического совершенства, – говорит Светлана, – а на «Формуле» их можно почти потрогать руками. Для меня это такое же увлекательное зрелище, как и сами гонки.
Нашла эта страсть отражение и в творчестве Светланы. Художница создала целую серию ювелирных изделий – брошей и колец – в виде болидов, на которых с ювелирной точностью и технической достоверностью (прошу прощения за такое «масло масляное», но иначе не скажешь) изображены бензобак и мотор.
Не обошла художница вниманием и другие гонки – ралли «Дакар». Она изготовила и преподнесла в дар пилоту российской команды «КамАЗ-мастер», семикратному победителю ралли «Дакар» Владимиру Чагину латунные кольца и браслет с автомобильной символикой. Кольца были вручены команде и приняли первое боевое крещение на «Дакаре-2010».
При таких неженских увлечениях было бы логично предположить, что и сама Светлана – лихой гонщик. Ничуть не бывало.
– Я умею водить машину, но это не моё, роль пассажира мне больше по душе. В своих передвижениях по городу предпочитаю пользоваться услугами такси, – всеобъемлюще и в то же время лаконично прояснила ситуацию художница.
– Согласитесь, от брошей-болидов до изображения храмов – дистанция огромного размера, – переменила я тему, даже не предполагая, насколько огромна та дистанция.
– Господь привёл меня в Николо-Сольбинскую обитель, – просто ответила Светлана и пояснила, что последние семь месяцев она живёт при монастыре трудником. Там у неё есть мастерская, где она и работает. А сейчас она на каникулах.
– Трудно жить в монастыре? – интересуюсь я, подразумевая диаметральную противоположность светского Монако с его гоночным азартом и монастырскую уединённость, сосредоточенность духовных помыслов.
– Стяжаю смирение, – кратко ответила Светлана, имея в виду что-то своё, глубоко личное.
Художница убеждена, что Господь её ведёт по жизни. Привёл же однажды в Красносельское училище, дал в руки удивительную профессию, которая не только кормит, но и доставляет настоящее удовольствие, даёт возможность творческой самореализации. А ведь к тому времени у Светланы уже было художественное образование. Есть у Субботиной ответ и на не совсем деликатный, коммерческий вопрос, насколько востребовано авторское ювелирное искусство сегодня (согласитесь, трудно удержаться и «не заглянуть» в кошелёк к златокузнецу, коли есть такая возможность).
– Есть несколько фирм, с которыми заключены контракты на чисто коммерческие вещи, это в основном классика – золото, бриллианты. На эти заказы и живу. Авторские украшения предпочитаю делать из серебра и латуни, – не тушуется с ответом золотых дел мастерица.
К слову, сама ювелир Светлана Субботина украшений практически не носит.